УЗТМ и развитие района

1931-1932. Сталинский район

В 1931 году на стройплощадке работало уже до 17 тысяч рабочих, из них 3400 человек были ударниками коммунистического труда. В то время неграмотных было 1003 человека, а малограмотных — 1487 человек. В марте месяце на базе «Уралмашиностроя» создан Сталинский район. 29 марта вышел первый номер газеты «Сталинец» (до этого газета называлась «На стройке»). В 1931 году были сданы в эксплуатацию чугунолитейный цех, промышленный водопровод, модельный и инструментальный цеха. За год действующие цеха дали валовой продукции на 76,117 тыс. руб. 15 июля прозвучал первый заводской гудок. Построена водонапорная башня с баком 700 кубометров, самым большим металлическим баком на планете. В августе сварен газопровод длиной 3 км. Осенью открыт вечерний институт, в котором начали обучаться 200 человек. Комсомольцы создали первую производственно-бытовую коммуну с обобществлением зарплаты на 100 процентов.

Посетивший стройку в сентябре Народный комиссар Ворошилов К. Е. на митинге заявил: «Уралмашстрой одно из лучших и сложнейших строек, которые я видел». В 1931 году открыто трамвайное движение до вокзала протяженностью 6 км, билет тогда стоил 15 копеек. Построенный цирк работал даже зимой.

В 1932 году сданы в эксплуатацию цеха: механический № 1, термический № 1, кузнечно-прессовый, механический №2. Построена ТЭЦ, газо-генераторная станция, гараж, школа фабрично-заводской семилетки, детсад и фабрика-кухня на 100 тысяч блюд в сутки. В июле закончены работы на звуковом кинотеатре «Темп», хлебозаводе на 80 т изделий, построена школа № 81. За год было внесено 1167 рацпредложений, принято около 500, которые принесли экономии на 311 тысяч рублей. В это время на УМС выпускалось 182 газеты: 85 цеховых, 5 бригадных, 10 технических, 57 барачных и др. В 1932 году сразу два основных руководителя УМС (Банников и Фидлер) ушли из жизни.

1933. Открытие «Уралмашзавода»

15 июля 1933 года состоялось торжественное открытие завода «Уралмаш». Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 1933 году в соцгороде Уралмаш были построены две школы №№ 68 и 71 и новая баня на 400 человек в час. На 24 улицах установлено 257 фонарей, уложено 16,5 км водопровода, замощено 17 тыс. км дорог, посажено 5000 деревьев, 22 тысячи кустарников и 85 тысяч цветов. Всего в то время в соцгороде было установлено 1100 радиоточек и 625 телефонов.

17 мая 1935 года: День рождения Орджоникидзевского района

17 мая 1935 года Исполком Свердловского областного Совета народных депутатов принял постановление об образовании в городе четвертого района — Орджоникидзевского за счет разукрупнения Сталинского района. Эта дата ознаменована еще одним важным для жителей района событием — 17 мая 1935 года уралмашевцы принимали первых героев Советского Союза — летчиков Ляпидевского, Водопьянова, Слепнева. Эти люди в исключительно тяжелых погодных условиях сняли участников экспедиции терпящего бедствие парохода «Челюскинец» со льдов Арктики. Вся страна следила за ходом спасательной операции экипажа «Челюскинца». 17 мая с вокзала группа челюскинцев прибыла на Уралмаш, площадь была забита народом, овации невозможно передать.

1935-1940. Предвоенные годы

В 1935 году в районе открылась музыкальная школа, а в 1936 году внутри рабочего квартала между домами улиц Кировоградской, Ильича, Стахановской и Калинина открыт первый в районе стадион с футбольным полем и зрительными местами. В эти годы шло освоение сложнейшего оборудования на заводах. За границей на золото покупались лучшие станки. В 1936 году уралмашевцы производили 96 видов изделий, 73 из которых ранее в стране не изготавливались. Подсчитано, что за три года Уралмаш произвел продукции, для закупки которой за рубежом потребовалось бы 15 млн. рублей золотом. 1937 год — массовые репрессии на Уралмаше. Был арестован и расстрелян весь командный состав предприятия — те люди, под руководством которых происходило становление района. Уничтожение кадров Уралмаша тяжело отразилось на заводе. В 1937 году объем выпуска упал в 2,2 раза, были сорваны практически все важные заказы строящихся металлургических заводов.

1941-1945. Великая Отечественная Война

В годы войны район стал сердцем оборонной промышленности не только города, но и страны. За короткий срок все предприятия района были перепрофилированы на военное производство. За годы войны на фронт с завода Уралмаш было отправлено 5551 боевая машина (танки Т-34, самоходки СУ-122, Су-85 и СУ-10), тысячи боевых машин, выпущенных на других заводах, были одеты в уралмашевскую броню (корпуса и башни). Кроме того, на «Уралмашзаводе» шел выпуск корпусов тяжелых авиабомб и реактивных снарядов для знаменитых «Катюш». Наряду с военной продукцией завод поставлял и металлургическое оборудование, необходимое в условиях значительного увеличения производства металла в стране. На территории Уральского турбинного завода разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод — из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный — запасные части для ремонта турбин на электростанциях. В первые месяцы войны на «Уралэлектроаппарате» было также организовано оборонное производство. Была выпущена первая продукция для фронта — саперные лопаты, около 30 тыс. штук. На предприятие также изготавливались снаряды для артиллерии и знаменитые ракетно-минометные установки, получившие в ходе войны название «Катюша». Делали на заводе и снаряды для «Катюш». Каждый четвертый танк в Великую Отечественную войну выходил с двигателем, выпущенным на Турбомоторном заводе. 24 тысячи самолетов противника было сбито из 20 тысяч зенитных установок, выпущенных заводом им. Калинина. Каждый 19-й танк, созданный в СССР был собран на Уралмаше. В 1942 году в школе № 77 была создана школа ВВС, где готовили летчиков-штурманов для Красной Армии. В начале 1943 года формируется уральский добровольческий корпус. На собственные средства орджоникидзевцев было построено три танковых колонны, для чего было собрано 53 млн. рублей.

В корпус было зачислено 282 добровольца, в том числе 200 уралмашевцев. Уральский танковый корпус участвовал в боях за освобождение Брянска, Украины и Польши, уральские танкисты штурмовали Берлин. Большая работа была проведена в районе по размещению и восстановлению эвакуированных промышленных предприятий, а также размещению тысяч людей. Многие из них жили в подвалах домов по улице Ильича, здесь организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Новых жителей в районе оказалось так много, что начали использовать даже чердаки двухэтажных деревянных домов — их утепляли, устанавливали печи. В результате этих мероприятий в районе разместилось 26000 эвакуированных. Уже с августа 1941 года на территории района стали организовывать работу госпиталей, которые разместились в здании гостиницы «Мадрид», в школах № 80, № 16, № 68. За годы войны 17 тысяч орджоникидзевцев было удостоено звания Героя Советского Союза, 24 тысячи награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1946-1960. Объединение Уралмаша и Эльмаша

В послевоенные годы промышленность и социальная сфера района продолжили свое динамичное развитие. В районе сформировалось четыре градообразующих предприятия — «Уралмашзавод», Турбомоторный завод, «Уралэлектроаппарат», машиностроительный завод им. Калинина. Продукция предприятий района пользовалась спросом во многих странах мира.

Орджоникидзевский район стал «промышленным ядром Свердловска». Расширялось социальное строительство в районе. В 1948 году была пущена первая очередь трамвайной линии на Эльмаш, а в 1949 году поселок Эльмаш был соединен с центром города трамвайной линией. В 1953 году вступил в эксплуатацию Дворец культуры завода «Ураэлектроаппарат» со зрительным залом на 600 мест. В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Орджоникидзевский район (Уралмаш) и Куйбышевский район (Эльмаш) были объединены в один Орджоникидзевский район.

1960-е-1990-е годы. От троллейбуса до метрополитена

В 60-х гг. на Уралмаше было создано троллейбусное движение. Это было время активной застройки района. В 1965 году на Уралмаше было заложено 8 пятиэтажных домов. Строительство жилья велось цехами «Уралмашзавода» и заселяли квартиры рабочие. Всего на проспекте Космонавтов Уралмаш построил 41000 кв. метров жилья. В эти же  годы около деревни Пышма раскинулось мощное тепличное хозяйство Орджоникидзевского совхоза. Отсюда Уралмаш получал ранние овощи с марта-февраля месяца. В 1964 году завод «Уралэлектроаппарат» переименован в «Уралэлектротяжмаш им. Ленина». В 1965 году сдана в эксплуатацию экспериментальная школа № 128 на 1600 мест, самая крупная школа в городе, области и республике. В 1967 году постановлением Облсовета все учреждения и организации района перешли на пятидневную рабочую неделю. В 70-е годы застройка района продолжалась. За период 1971-1975 гг. введено в действие 118,7 тыс. кв.м. жилой площади.

В августе 1980 года началось строительство Свердловского метрополитена — первого на Урале и 13 в СССР. Огромную роль в строительстве метро сыграли предприятия Орджоникидзевского района: Уралмашзавод, завод им. Калинина, Турбомоторный завод, Уралэлектротяжмаш. 27 апреля 1991 года были пущены три первые станции: «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей». Следующей вехой стало открытие движения до станции «Уральская» — до железнодорожного вокзала — 22 декабря 1992 года. А еще через два года — 22 декабря 1994 г. — жители Уралмаша и Эльмаша получили возможность добираться на метро самый центр города — на Площадь 1905 г. Осенью 1996 года был заложен первый камень в основание Храма Рождества Христова. А уже 7 января 1998 года в нем была отслужена первая литургия. Проект церкви разработан новосибирскими архитекторами под руководством А.П. Самойлова, но затем он был значительно переделан екатеринбургскими специалистами (во главе с архитектором В.Н. Баранцевым). Здание построено очень быстро благодаря использованию современных материалов. Это первая каменная церковь, возведенная в Екатеринбурге за последние 100 лет.

(ссылка)