Как человек приходит в этот мир

Его ждали! Он не первый, кто родился в этой семье. Он – первый мужчина, который родился в этой семье. Его родители, начиная с ожидания своего первого ребёнка, не строили предпочтений тому, чьё рождение для них более желательно – мальчика, или девочки. Они рады были принять любого, ибо рождение ребёнка – это Дар Божий, проявленный через законы природы, генетики, физиологии.

Во время беременности его дальнейшему существованию грозила серьёзная опасность. Такая же, какая грозила и предшествующей ему сестре. Но, по воле свыше, опасность миновала, и малыш родился. В мир пришёл новый человек!

Что мир даст этому человеку? И что он даст миру? Жизнь покажет! Для его отца нет никаких сомнений в том, что каждый человек приходит в этот мир уже с присущей ему  направленностью  характера, с заложенной тягой к определённым направлениям творческой и профессиональной деятельности.

Его отец уже не раз принимал на руки своих детей, сразу после их рождения, в первые минуты их жизни. Он проводил с ними часть первого часа в этом мире. Он внимательно наблюдал за ними. Присматривался и прислушивался к тому, как они ведут себя, только что появившись на свет. Предполагал, какими они станут, становясь старше. Сравнивал свои предположения с тем, каким ребёнок становился с годами. Этот отец может сказать, что каким ребёнок родился, таким он и остаётся, сохраняя черты, имеющиеся у него от рождения.

Хотя, пожалуй, черты эти не от рождения. Отец склонен думать, что они были заложены раньше. Вопрос лишь в том – насколько раньше? В период беременности? Во время, когда небесная творческая мастерская сплетала бестелесную ещё душу, подготавливая её к рождению на земле? Ещё раньше, в предыдущем воплощении этого человека?

Это Великая Тайна! Тайна тайн, не доступная даже пониманию святых. Тайна происхождения, тайна зарождения жизни. Тайна перехода жизни из одного состояния бытия в другое. Все религиозные учения и многие научные направления пытаются дать определение и описание механизма её зарождения. И каждое такое определение и описание несовершенно, однобоко, потому, что ресурсов сознания человека не достаточно (пока?) для того, чтобы увидеть и понять это целиком, в полной мере. Понять таким, каково это на самом деле.

Если многое в человеке предопределено уже как минимум, с момента его рождения, в чём же тогда заключается роль его родителей? В том, чтобы позаботиться об его здоровье, гигиене, питании, одежде, жилье и получении им образования? Верно, всё так. Всё ли на этом? Для кого-то всё. А кто-то стремится к большему.

К тому, например, чтобы передавать своему ребёнку, по мере его способности усваивать информацию, то, чем позитивным и необходимым для жизни владеешь сам. К тому, чтобы постараться уберечь его от заведомо неверных и пагубных путей. Но самое главное, на мой взгляд, стремление в жизни родителей в отношении ребёнка – постараться помочь ему стать порядочным человеком, способным принимать самостоятельные решения. Помочь ему стать самодостаточным, постоянно стремящимся к развитию. Стать отзывчивым, основательным и мобильным одновременно. Так создаётся залог того, что общество, через каждого своего  человека, будет здоровым и развивающимся.

Но делать из ребёнка идеал того, к чему стремился, но чего так и не достиг сам – верно ли? Каждый из нас развивается по собственной, уникальной программе. И жёсткой рукой направлять своего ребёнка в желаемом нам направлении, не считаясь с его предрасположенностями и предпочтениями – не есть ли это насилие над волей выбора и прямое вмешательство в естественный ход вещей? Одно дело – дать базу и научить ей пользоваться, предоставив свободу выбора, и другое дело – схватить за руку и упрямо вести куда-то, пытаясь насильно затащить в мнимый рай.

Строгость и дисциплина ценны не сами по себе, их ценность заключается в обозначении границ того, что есть хорошо, а что есть плохо. И, безусловно, что эти границы родители задают, исходя из собственных понятий и пониманий. То есть родители, в большинстве случаев, дают детям то, что имеют сами, и наоборот, не дают того, чего сами не имеют. Я сейчас веду речь не о материальных вещах, а о внутреннем мире человека и формах его поведения, его поступков. Отсюда следуют выражения «Сын своего отца», «Яблоко от яблони не далеко падает». Соответственно, прежде чем говорить о воспитании детей, нужно вести речь о самовоспитании родителей.

Каждый взрослый человек сам, в свою очередь, есть продукт влияния своих родителей и всех прочих окружающих факторов. То есть в формировании нас большую роль сыграли наши родители. Но в наших силах задуматься о том, кто мы, какие мы? Те ли мы, кем хотим быть? И того ли желаем своим детям? Устраивает ли нас самооправдание: «А что я могу с собой поделать, меня таким родители воспитали. Не я первый такой в роду, не я последний!»?

Человек, помимо того, что является прямым следствием, суммой своих предыдущих мыслей и поступков, также имеет свободу в изменении своего мировоззрения, своей системы ценностей, свободу в пересмотре своих стереотипов поведения.

Мы можем надеяться на то, что как бы плохо мы не воспитывали ребёнка, авось, всё образуется, и у него всё будет хорошо. Но это очень странная надежда, исключающая наши ответственные действия в деле формирования ребёнка. Это наш эгоизм в небывалой степени, направленный против собственных детей!

Если мы достигли хотя бы минимального понимания того, что родители сознательно или несознательно оказывают влияние  на формирование ребёнка, тот нужно делать всё, что позволит ему стать, как минимум, не закомплексованным, забитым и зависимым, а в идеале, самостоятельным и творчески мыслящим человеком, позитивно настроенным по отношению к себе и к обществу.

Продолжение следует…

С уважением, Евгений Степанов