Продразверстка и продналог

Новая (советская) власть разжигала гражданскую войну прежде всего своей экономической политикой. Отобрала трудовую собственность у крестьян бесплатно. Постоянно, бесплатно и произвольно отбирала у крестьянского населения продукты и скот, оставляя хозяевам голодную норму. Зажиточная группа крестьян была совсем отстранена от политической жизни: советская власть лишила зажиточных права голоса, их не допускали даже на собрания. А бедняки были поставлены у власти: сельским комиссаром, председателем комбеда. После отмены крепостного права крестьяне свободно выбирали, контролировали и сменяли свою местную власть, местное самоуправление: сельского старосту, сельского писаря, волостного старшину, членов земской управы. А большевики отменили все формы самоуправления. Офицеры Белой армии нередко мстили крестьянам за занятые помещичьи земли, за разграбленные имения. Крестьяне жаловались на то, что и белые и красные сильно грабили их. Забирали для лошадей много сена; отбирали овес, иногда до последнего зерна. Отбирали продукты и скот.

В деревне создаются «комитеты бедноты», комбеды. Комбедам предоставлялась вся полнота власти в своей деревне и волости. Они могли разгонять советы или вводить в них своих людей, чтобы составить большинство. В комбеды обычно входил самый непутевый народ: бездельники и пьяницы, сельская голытьба. Или бежавшие из городов пропойцы и уличная шелупонь. Там, где крестьяне были посильнее, побогаче — в черноземной полосе, в Поволжье, на Северном Кавказе, они часто выступали против комбедов единым фронтом — от самых богатых до батраков. Комбеды должны помогать искать и изымать «излишки продовольствия». Комбедам передавалась часть отнятого хлеба. Они могли по своему произволу переделивать отнятый хлеб и конфискованное имущество тех, кого сочли кулаками и «вредителями».

Продразвёрстка, как инструмент выполнения норм заготовки продуктов в кризисные периоды, была известна ещё в дореволюционный период. Молодым советским государством в период 1918-1919 гг., чтобы удовлетворить потребность города и армии в продуктах, была запрещена частная торговля хлебом и создана вооруженная Продовольственно — реквизиционная армия. Продовольствие на селе стало изыматься силовыми методами, что вызвало целую волну протеста и вооруженного сопротивления со стороны крестьян. В итоге, хотя у деревни было изъято значительное количество продовольствия, процесс такого рода заготовки оказался малоэффективным и к тому же власть получила негативное к себе отношение со стороны жителей села.

В мае 1918 года создаются первые «продовольственные отряды». В них вступают рабочие, которым прямо говорится: хлеб для вас придерживают кулаки. 30 тысяч вооруженных рабочих города выставили. В статье «Товарищи рабочие! Идем в последний и решительный бой!» Ленин призывает «к массовому крестовому походу передовых рабочих ко всякому пункту производства хлеба», к войне против «дезорганизаторов и укрывателей». Он прямо пишет: «Беспощадная война против кулаков! Смерть им!» Армию тоже бросают против «кулачества» — до 75 тысяч солдат.

После не самой удачной практики продразвёрстки, советское государство в 1921 г. ввело продналог, взымаемый с крестьян в натуральном виде (продукты). В отличие от продразвёрстки, продналог уже учитывал количество собранного крестьянами урожая, количество детей и домашнего скота в хозяйстве. В 1923 году продналог был заменён единым сельскохозяйственным налогом.

С 1917 г. советскому правительству понадобились средства. Западные страны отказали в предоставлении кредитов. Бюджетные дыры решили латать за счет населения. Но если городское население имело наличные деньги, то, что взять с сельских жителей? Естественно, продукты. В 1922 г. государство выпустило первый краткосрочный хлебный заем, номиналом в 10 млн. пудов ржи, за ним в 1923 г. последовал и сахарный. Власти мыслили примерно так. Если у крестьянина, выполнившего продналог, еще оставался хлеб, ему следует получить облигацию на количество сданного сверх продналога хлеба. «В этом году у тебя уродился хлеб, а в следующем еще неизвестно», – говорили крестьянину. Продуктовый заем отчасти себя оправдал. Так, сохранились редкие облигации, когда голодной зимой 1923 года займы погашались ранее собранным с крестьян зерном и сахаром.

Продуктовые карточки (синоним – талоны) вводились государством с целью более управляемого снабжения населения продуктами в условиях экономических кризисов и дефицита. При отпуске товара по карточной системе производилось и нормирование (лимитирование) отпуска товара. Спутник карточной системы – очередь в магазине. В нашей стране отпуск товаров по карточкам существовал с 1917 по 1921 гг., с 1929 по 1935 гг., с 1941 по 1947 гг., а также в годы «перестройки» в период 1988-1991 гг. За отменой карточек и возвращения к свободной продажи следовало неминуемое повышение цен.

Текст составлен на основе материалов, взятых из открытых интернет – источников.