ул. Машиностроителей

Улица Машиностроителей

Улица Машиностроителей является «нижним основанием» жилого массива Уралмаша, южнее которой расположена территория завода УЗТМ. Хотя, строго говоря, ещё южнее Машиностроителей (в западной её части) пролегает улица Лукиных.

Улицу Машиностроителей начали прокладывать уже после того, как была прорублена первая просека в лесу для улицы Кировградской. Но первые уралмашевцы поселились именно в том районе, где она нынче проходит.

Барак — повивальная бабка улицы Машиностроителей.

Ее история берет начало с Рабочего поселка, возникшего примерно в 1927 г., и о котором сейчас помнят разве что только ветераны. Он представлял собой скопище наскоро сколоченных бараков вблизи стройплощадки завода. Южная граница поселка проходила вдоль заводской территории, а северная — вдоль нынешней улицы Машиностроителей. С востока поселок начинался от нынешнего трамвайного кольца у дома № 29, а на западе, примерно в районе улицы 40-летия Октября, граничил с другим барачным массивом — Экскаваторным поселком.

Участок от кинотеатра “Заря” до площади Первой пятилетки и стал первым отрезком улицы Машиностроителей, на котором летом 1929 г. открылось автомобильное движение. Вдоль нее были даже установлены столбы с электрическими лампочками. И сразу же наладили движение миниатюрных автобусов в центр города. Но это не обеспечило надежной связи с городом. И тогда началось строительство трамвайной линии от Уралмашиностроя до железнодорожного вокзала.

Следующий этап развития улицы Машиностроителей — благоустройство площади Первой пятилетки, контуры которой начали вырисовываться в 1929-1930 гг. Но тогда она скорее походила на строительную площадку, вдоль и поперек изрытую траншеями для линий электропередачи, водопровода, канализации. По свидетельству В.Н. Анфимова, проехать тогда по ней можно было только на гужевом транспорте, но при этом телеги вязли в грязи по самые оси. Площадь благоустроили только к пуску завода, в 1933 г. И уж затем улицу Машиностроителей продолжили вдоль северной границы Рабочего поселка до хлебозавода и овощной базы (примерно до нынешнего Черниговского переулка). Но эта трасса еще не совладала с современной улицей Машиностроителей. Ее современная конфигурация появилась только после реконструкции улицы в 1937 г., когда улицу Машиностроителей довели до пересечения с Донбасской.

Есть на улице Машиностроителей неприметное здание под номером 29, у которого, наверное, самая любопытная история. Построено оно в 1936 г. всемогущим НКВД для штаба и казарм полка, который стал охранять три важных объекта: Уралмашзавод, СУГРЭС и железнодорожную станцию “Свердловск” (каждый объект охранял один батальон). Командный состав полка проживал в даме по Ильича, 1, а красноармейцы — в казарме. Интересно, что полк этот был сформирован из опытных пограничников — такое значение придавалось Уралмашу!

В здания штаба полка был замечательный клуб: кинотеатр, спортивный зал. Одно время в спортзале проводились даже довольно значительные соревнования. Можно сказать, что некоторое время он был как бы прародителем зимнего манежа стадиона Уралмаша.

Военнослужащие покинули здание в 1958 г., когда была создана объединенная заводская военизированная охрана. Некоторое время здание использовалось в качестве общежития ремесленного училища. Потом в спортзале разместились конструкторы ОГК ГМ, в других помещениях — АСУП завода. В этом же здании действовал вечерний филиал УПИ, который окончили сотни уралмашевцев, в том числе будущий директор завода Н.И. Рыжков. На первом этаже располагался дневной профилакторий “Тонус”.

Но вернемся к истории улицы. В 1942 г. Рабочий поселок пересекла трасса Танковой дороги: из цеха 32 боевые машины устремлялись по Черниговскому переулку на лесной танкодром.

После войны, когда рабочий день сократился до 8 часов, на заводе возник острый дефицит квалифицированной рабочей силы. И тогда к работе в цехах привлекли немецких военнопленных. Их разместили в двухэтажных деревянных домах в районе нынешней улицы Лукиных. Дома эти пленные сами построили, сами же обнесли их колючей проволокой. Многих тогда удивляло, что вокруг своих жилищ немцы разбили цветочные клумбы, построили беседки, установили скамейки, а дорожки посыпали песком.

Удивленные столь высокой европейской культурой уралмашевцы, прозвали этот небольшой поселок “наш маленький Берлин”.

Сколько в нем проживало тогда немцев, никто сейчас не знает. Но, видимо, несколько тысяч: говорят, что когда “голова” колонны военнопленных доходила до пересечения с улицей Ворошилова (сейчас ХХII Партсъезда), из центральной заводской проходной еще вытягивался ее “хвост”. Немцы шли вольным шагом, по пять человек в ряду. Впереди — офицер, похоже, — полковник, которому все остальные безоговорочно подчинялись. Замыкал шествие один-единственный конвоир. Да больше и не требовалось — немцы вели себя очень дисциплинированно.

В 1949 г. военнопленных отправили домой, в Германию, а их дома заселили уралмашевцы. Говорят, что вид “меленького Берлина” вскоре резко изменился: в печки на растопку ушли хорошо просохшие скамейки и беседки, исчезли чистенькие дорожки, а поселок с тех пор стали называть Новоэкскаваторным.

В 1956 г. были заложены первые фундаменты целого ряда основательных пятиэтажных домов. Первым, по свидетельству В.Н. Анфимова, в 1956 г., построили дом под номером 14, стены которого сложены из кирпичей и шлакоблоков. В 1957 г. построили дома 10 и 18; в 1958 г.-20. А в 1959 г. построили сразу четыре дома: 12, 24, 28 и 32.

В конце 50-х — начале 60-х годов в соцгороде началось массовое жилищное строительство, и тогда же начался снос бараков Рабочего, Экскаваторного и Новоэкскаваторного поселков. На их месте, начиная с 1960 г., началась застройка нечетной стороны улицы, в основном — типовыми “хрущевками”. Тогда же проезжую часть расширили в два раза.

Благодаря этому, в 1963 г. по улице Машиностроителей пустили первый трамвай 19-го маршрута. В то время этот маршрут пролегал только по соцгороду: от здания по улице Машинострителей, 29 до пересечения улиц Бакинских комиссаров и Победы. Там, где сейчас рынок, находился пустырь, засаженный картошкой. На нем и построили раз-воротное кольцо. На эту линию трамваи попадали с площади Первой пятилетки, для чего проложили специальную трамвайную ветку.

В начале 70-х годов на улице Машиностроителей, примерно там, где раньше находились два барака, в которых и размещалась пошивочная мастерская, был построен корпус фабрики по производству мужских сорочек и тогда же введена в эксплуатацию заводская поликлиника.

(ссылка)