Панова А.И.

Панова Александра Ивановна

Панова Александра Ивановна родилась в 1934 году в д. Павловка. Мать — Евдокия Кузьминична.

Александра Ивановна рассказывает:

«Отец, Летунов Иван Корнилович, призвался на фронт с первого месяца.

Мне самой и учиться не пришлось, мне было восемь лет, а братику шесть месяцев. Мама постоянно на работе. Я совсем маленькая, а заботы по дому все легли на меня. Я в жизни так намаялась, думала, что не доживу до пенсии, а хвать — вот дожила, уже до восьмидесяти четырёх лет! Сколько я страдала, и словами не пересказать… До десяти лет смотрела за братиком, а тут мама взяла свою маму и за братиком начала бабушка смотреть. А я начала ходить к маме на работу. Ведь в поле всё вручную делали, жали пшеницу, рожь. Мама говорит: «Айда доченька, ты мне поясочки будешь делать, я буду снопы вязать, а ты таскать!». Вязали и кучкой составляли. Пошла я в первый класс, а мама говорит: «Айда доченька, мне тяжело без твоей помощи!».

Случилась с мамой большая беда. Женщины ехали на телеге, а на телегах вставляли стойки для поддержки сена. Тут лошади понеслись на обгон, эти стойки вылетели, и все трое женщины вывались с телеги. А у мамы была длинная коса, и эти волосы затянулись в колёса, а лошадей не остановить, как раз дорога выпала на косой бугор. Вот её и протащила несколько метров. И волосы выдрались, и лицо искорёжило.

А я в это время за ветками в лес шла, братика посадила на тележку и прохожу. А тут передо мной везут двух женщин в больницу, и меня подзывают: «Дочь иди-ка сюда, вот мать разбилась». Я не помню, что было со мной, упала я. Она слегла, головные боли мучили её. Вот так и мучилась я, уходом за мамой. Болела, болела и умерла.

Тут с войны отцы начали возвращаться. Сослуживец отца с Алмалов зашёл к нам. Рассказывает нам: «Мы с вашим отцом всё время вместе служили. Иван -он такой замечательный, он такой хороший человек. Он сейчас в госпитале лежит, его уже третий раз ранят. Сейчас подлечится и домой». Спустя две недели получаем письмо от отца – «Я пошёл командиром воевать дальше».  А через два месяца получаем похоронку. Тогда только пенсию прибавили двадцать пять рублей, но получать её не пришлось — умерла мама.

Мне ещё тринадцати лет не исполнилось, а меня уже свинаркой поставили. Восемь лет без выходных работала. В 1955 году в Москву ездила — на выставку ВДНХ посылали. Я с Таисией с Алмалов ездила, она дояркой работала. Ещё с нами ездил бригадир с Арметрахимово, он пожилой был. В Москве-то и отдохнула две недели, а то восемь лет без выходных. В 1957 году вышла замуж, в тот же год родила. Немного отошла от свинарни. С мужем не пришлось долго пожить. Он в свои сорок два года умер. Осталась я с тремя детьми. Детей только в это время воспитывать, а он ушёл. В то время старший к армии поспел, второй сын в восьмой класс перешёл, дочь в четвёртый класс перешла.

Перешла я от свинарни дояркой работать. Дояркой я работала без перерыва семнадцать лет. Тут падёж телят пошёл, нас троих лучших из доярок перекидывают к телятам, чтобы остановить падёж. Как только всё наладилось, меня снова дояркой ставят. Тут коров угнали от нас, взамен четыреста штук утят привезли. Мы втроём за ними смотрели. Нам выделили комнатушку, вот мы этих утят кормили, поили, и сами с ними ночевали. И всё же их вырастили, продали, колхозу доход принесли. Утятницей была три года. Затем перестали почему-то закупать утят. А уже последние года работала поварихой: комбайнёрам и трактористам готовила обед. Месяц-два оставалось до пенсии, переехала в Петровск к сыну. А тут снохе свеклу нужно было обрабатывать, вышла с ней на обработку.

Тяжёлая жизнь мне выпала! Одеть было нечего, обуться не в чего. Сколько лаптей переносила! Свёкор был строг со мной, раз получила получку и купила себе кое-что из вещей, так он эти вещи на куски порубил.  Свинаркой работала, такие чулки вязали длинные, тут носки шерстяные одевали с лаптями оборочными. С работы приду, целиком примёрзлые лапти снимаю, и под печку. Утром в пять часов встаю, а они только успевают растаять. И снова обуваю сырыми. А сейчас ноги болят, нижние места горят, как обожжённые, тянет до самого верха. Днём ещё хожу, а ночью боли донимают, вообще не сплю. Дочка какие только мази мне не привозит. Она в Стерлитамаке работает. Два дня отработает, два дня у меня.

Дети мое трое — хорошие! Четверо внучат, все заботливые. Один внучок в полиции работает, другой на пожарке. На днях правнук родился».