Сахапов З.Х.

Сахапов Заки Хамитович

Более сорока лет проработал в селе детский врач Заки Хамитович Сахапов, приехавший в село после учёбы в 1969 году. Многое им сделано и многое он помнит. Он рассказывает, как под его присмотром прошло во взрослую жизнь не одно поколение сельчан.

Сахапов Заки Хамитович родился в 1938 году в деревне Бакаево Чишминского района Башкортостана. Детство прошло в нищете, голоде, холоде. Военные и послевоенные годы не по-детски трудился. Отец, Сахапбутдинов Хамит Ахунович, 1913 года рождения, считался без вести пропавший в Отечественную войну. Мать, Сахапбутдинова Нафиза Ахуновна, 1918 года рождения, в 1944 году умерла от болезни и плохого питания.

К семнадцати годам закончил семилетку. Поступил в Уфимский электротехнический техникум. Пришлось на втором курсе учёбу бросить и уехать по набору на стройку в г. Сибай.  Работал разнорабочим, бетонщиком, грузчиком. На стройке, во время сдачи одного из законченных объектов, перешёл на фабрику в качестве слесаря по ремонту промышленного оборудования и электросварщиком. Пошёл учиться в вечерний техникум «Сибайский-горный». Со второго курса в возрасте двадцати двух лет призвали в армию. В армии в вечерней школе получил аттестат зрелости о среднем образовании. В армии же, в возрасте двадцати пяти лет поступил в Башкирский мед. ВУЗ.   На четвёртом десятке лет получил высшее образование. Свою основную трудовую деятельность провёл в Петровской больнице детским педиатором.

После завершения трудовой деятельности, несколько лет занимался поисками информации об отце, Хамите Ахуновиче, без вести пропавшем во время Отечественной войны.

Заки Хамитович рассказывает:

«Доказываю судом, что по вине военкомата, через который призывался мой отец, мне не пришлось получать детскую пенсию по погибшему отцу. 2010 году выходила статья, в газете «Коммунист Башкортостана», где поэтапно расписано о моём похождении. Посетил я мемориал, братскую могилу на Западной Украине, на границе Польши и Молдавии.

Написал подробное письмо на шести листах президенту Владимиру Владимировичу Путину. Спустя три месяца пришло письмо с Екатеринбурга. Администрация президента отправила моё письмо в Уральский военный округ, который курируют Башкирию.  Уральский военный округ сделал запрос на Сахутдинова Х.А. в военный комиссариат по месту призыва, тем, которые на протяжении многих лет твердили о Сайфутдинове, как якобы без вести пропавшем, а также занесённым в книгу «Память героям». Но теперь, в военкомате вдруг находят записи о поступлении известия о его гибели и месте захоронения в апреле 1944 года, а также имеется отметка в журнале, что вручено 4 мая 1944 года извещение жене, Сахапбутдиновой Нафизе Ахуновне. Всё это приходит в письме с Екатеринбурга.

Я тут же запрашиваю ксерокопию с Баймакского военкомата, описывая номера и страницы журнала, мол пришлите мне акты о захоронении и о извещении отосланных семье погибшего воина, Сахапбутдинова Хамита Ахуновича, и списки кому вы вручали извещении. Получаю ответ со всеми данными: с извещении о гибели, о захоронении, о похоронке, вручённой жене, Сахапбутдиновой Нафизе.

Если бы всё это было вручено своевременно, то мой отец числился бы не без вести пропавшим, а как погибший. И я бы не потерял пять лет на поиски места захоронения отца, а также пять лет на прочие разъяснения. В марте месяца этого года подаю в суд на военкомат. Было три заседания. Одно заседание проходило в Чишме, куда я пригласил земляков, которые меня знают, и видели, как я рос. Сейчас мне-то под восемьдесят лет, а свидетелям и того больше. Конкретно не смогли они дать показания. Говорили: «Не знаем, не в курсе», плохо говорили на русском языке. Один, правда сказал, что пенсию мы не получали. На днях состоится следующее заседание. Я добиваюсь того, что бы мне компенсировали ту пенсию, что я не получал по халатности служащих военкомата. Выдвигаю иск».