Левашов Н.Ф.

Левашов Николай Филиппович

Левашов Николай Филиппович, 1939 года рождения, родился на Ямаше. Его предки родом с деревни Павловки.

Николай Филиппович рассказывает:

«В 1931 году родители попали под репрессию, тогда многих репрессировали. Забирали целыми семьями. Вот и на Ямаши были братья отца, а их дети мне были двоюродными братьями. Одного из братьев отца, Ивана Петровича в то время назначили экспедитором в Стерлитамаке. Он получал продукты и сопровождал до Ямаша.  Моего отца, Левашова Филиппа Кузьмича, как и других, призвали на фронт с Ямаша.  В июне-июле 1944 года, мы потеряли связь. Сколько я не пытался разыскать, не получалась. И с внуком просиживали часы за компьютером в поисках в Подольске потерянных без вести, безуспешно!  Брат отца, Василий Кузьмич нам сообщил о потери нашего отца, даже привёз письмо от командира.  

Сколько детей было у моих родителей, не знаю. Помню сестрёнку семилетнею, она умерла, братика Вовочку, тоже на Ямаше маленьким умер. Осталась нас двое с братом, Александр Филиппович 1937 г.р., и я 1939 г.р. Помню, что сильно голодовали. Отец писал матери с фронта, продавай всё, что можешь. Помню, как мать обменяла костюм отца за ведро картошки, но детей сохранила. А когда пришла похоронка, то мать вернулась в деревню Павловку. Оставшиеся вещи, а это: перина, ботинки, пальто, швейная машинка, отдала за гнилую избёнку. Маму звали Ирина Демьянова, она тоже была родом с д. Павловки.

Учился я в школе всего лишь четыре класса. Надо было работать. Первое время пас скотину в колхозах, ходил на сенокос.  С лошадью то плохо управлялся, был маленьким, ходил для того, чтобы поесть. Мать получала пенсию 12 рублей, и то их изымали на все различные взносы. Как-то раз меня дед взял собой в Белорецк, подсказал мне взять семечки, которые я продавал стаканами за один рубль, находясь в Белорецке месяцами. С этого момента немного вздохнули.

Председатель начал давать мне задания — где молоко возить, где коров пасти. Понял он меня, что не надо меня куда-то отпускать, что нужно кадр держать при себе. Первое время дал мне делянку в Кулгунино. В то время клуб рубили. Правда, мой лес не подошёл, я ещё не понимал какие деревья валить. Всё же выделил мне машину вывезти лес. Я тогда три машины брёвен привёз. Потом начал разбираться, где квартиру снять, какой лес валить. Тогда брат ещё строился. Бывало днём на сенокосе, а ночью едем за брёвнами. Вот так работали. И себе брёвна для постройки дома привёз. Наберу помощников, зарежу козлёночка. К тому времени козами обзавелись. Конечно, тем было легче, кто жил с отцом, а я тянул всё на себе, вот и болит всё теперь. В армию я не ходил из-за травмы руки — рука не сгибалась, повредил в лесу сухожилье.

В колхозе сказали: «Раз не пошёл в армию, езжай учиться в Стерлитамак на тракториста!». Нас направили учиться семь человек. Жили шестеро на квартире, один у родственников.  Год отучились, и на тракториста, и на комбайне работать. Вернулись в колхоз. Меня прикрепили к трактористу, я его с утра заправлю, он увозит учеников в Бердышлу, а я без работы и так целый месяц. У меня то нет зарплаты. Пошёл к председателю с возмущением, и мне выделили новенький трактор «Белорус». Тогда пошла у меня работа! Рано утром выезжал в Стерлитамак за бардой. А там очередь, уйма машин. И так отбарабанил шесть лет на этом тракторе. Главный инженер говорит: «Давай загоняй на ремонт».  Я ему говорю, не надо ничего. Но он настоял. Ну и что, всё разобрали, раскурочили только. Я им говорю: «Что же вы наделали, я бы ещё на нём работал!». Тогда главный инженер говорит, давай помой его, покрась, и в училище загоняй. А мне выдели новый трактор.

Снова зимой вожу барду, по весне выезжаю на посевное, и прочее работы. От этого и премии все различные. А отпуска нет, годами не вижу. Работа, конечно, идёт, и зарплата с новым трактором повысилась. Даже председатель упрекнул, что я больше его получаю, 100 рублей, а иногда 120 рублей (это 1970 год). Я ему говорю: «Я больше тебя работаю, ты во сколько встаёшь? А я в два часа уже на ногах. Я возвращаюсь со Стерлитамака, а вы только на разнарядку собираетесь». Да и подарки в то время часто вручали, значок «Ударник коммунистического труда», три медали за пятилетки вручили.  Потом мне агроном, Валерий Иванович сказал, что моя золотая медаль ушла другому человеку.

Женился я на павловской — Марии Фёдоровне в 1963 году. Первый сын родился в 1964 году, второй сын в 1968 году, и третий сын в 1973 году. Сыновья хорошие, живём дружно, снохи помогают».