Быт и отношения

Крестьянская изба

Доминирующее место в избе, безусловно, занимала печь. Вдоль стен располагались лавки, которые зачастую были прикреплены к стене. На лавках сидели и спали. Угол по диагонали от входа назывался «красным» — в нём располагались иконы и лампада. Под красным углом стоял большой (на всю семью) стол, за которым собиралась семья. «Вторым уровнем» располагались полати — широкие полки для сна на них малых детей, а также полки, делившие избу на мужскую и женскую половины. Полки были предназначены для размещения на них различной утвари. Для младенцев к потолку крепилась люлька (зыбка). На полу стоял один или более сундуков, в которых хранились ценные для семьи вещи, холсты, преданное для взрослеющих дочерей. Дополняли интерьер рукомойник, прялки, светец (металлическая подставка для закрепления в ней лучин), и у тех, кто позажиточнее — самовар. Мебель, в современном понимании этого слова (шкафы, стулья) в крестьянских избах стала появляться только в XVIII—XIX вв.

Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас. В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, — так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем  здоровался с хозяевами. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Молясь на расположенные в красном углу иконы испрашивали благословение, просили Бога и святых о помощи и заступничестве.

Отношения

Состарившиеся крестьянин и крестьянка могли оставаться во главе домохозяйства до конца жизни. В других местностях обычной была прижизненная передача крестьянами двора наследнику, который после этого мог жениться. В зажиточных хозяйствах крестьяне шли на стариковский выдел раньше. Чтобы освободить сыновей от воинской службы, многие крестьяне передавали хозяйство по наследству раньше. Кое-где возникли даже двойные выделы: ещё при жизни крестьянина-старика его сын уже передавал хозяйство внуку.

В крестьянской крепостной деревне середины XIX в. старость почитается как долгие годы «учения лозьём и плетями». В течение его длинного века выбранного старика секли не раз, поэтому он считается самым опытным. Старики выступают от имени всего замкнутого крестьянского мирка как представители в его взаимодействии с внешним миром. Исполнение различных общественных должностей — это трата времени и сил, может прийти в запустение собственное хозяйство. Старик из патриархальной многопоколенной семьи, где существовало разделение труда, работа спорилась, мог потрудиться и на благо обществу. Недостаток физической силы стариков компенсировался их жизненным опытом и приписыванием им «тайных» знаний. К мнению стариков прислушивались при определении сроков сельскохозяйственных работ.

На протяжении XIX в. в русской крестьянской деревне существовал «суд стариков». В компетенции такого суда были наделение землёй, семейные разделы, драки, потравы, оскорбления, нарушение запрета работать в праздничные дни, определение меры воздействия. Именно стариков крестьяне считали самыми беспристрастными судьями: они не станут перед близкой смертью брать греха на душу, а если будут бранить, то выслушать выговор от старшего необидно.

Значимость опыта стариков, их советов на мирском сходе к концу XIX в. снижается. В новых условиях оказались востребованы хитрость, оборотистость, что предполагает знание новых реалий, а не ориентацию на старые. Молодёжь перестаёт церемониться со стариками. К концу XIX в. отношение к старикам в крестьянской общине трансформируется. Старики не всегда встречают почтение, снижается их авторитет, их присутствие на сходах рассматривается как номинальное, дань традиции. Это связано с экономическими (измельчание земельных наделов, проникновение в деревню капиталистических отношений), социальными (гуманизация отношений, разрушение патриархальных семей), культурными (востребованность новых знаний, рост образованности) факторами.

Детей активно привлекали к труду — разумеется, с учетом возрастных особенностей. Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением.

Сочетаться браком разрешалось девушкам с 13 лет, а юношам с 15 лет. По причине такого малолетства, первые дети молодых родителей зачастую были слабыми.

Питание

«Пиша большинства крестьян — самая скудная и исключительно почти растительная, — говорится в журнале  «Народное хозяйство России-»  за 1885 г., — картофель, да  картофель (т. е. вареный да  жареный), да картофельная похлебка с забелкой в скоромный  и с постным маслом в постный  лень или ши из самой серой  капусты с такой же приправой, да в скоромный день немного молока «на верх сыт захлебнуты), как выражается  крестьянин, и черный хлеб  составляют ежедневную в обед  и ужин пищу крестьянина.  Завтрак и полдник состоят из  ржаной ватрушки с творогом,  ржаного пирога с картофелем  или репой, а чаше — ломтя  черного хлеба с вареным картофелем».

«Тому, то знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают , живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси».

Почему крестьяне жили тяжело и голодали? Вот что по этому поводу писал Л.Н. Толстой: «Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он — и это знает всякий мужик — он: 1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом. 2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий. 3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками. 4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их. 5) от чиновников, угнетающих народ. 6) от податей. 7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы».

Не смотря на то, что как кажется, картофель в нашей стране был всегда, появился он в России тем не менее лишь в XVIII в. благодаря Петру I. Существует мнение, что царь Пётр познакомился с ним в Голландии, оценил его и послал в Россию мешок картофеля, приказав заняться его разведением в России. Но этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни. В 1765 году российским правительством была признана полезность выращивания картофеля. Был издан специальный указ и выпущено «Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков». Родина картофеля – Южная Америка. Впервые его обнаружили европейцы в середине 16 столетия на территории нынешнего Перу, а так же на территории нынешнего Эквадора. Русские крестьяне не хотели расставаться с репой и редькой, к которым они привыкли, и появление картофеля встретило с большим недоверием. Особенно активно выступали против него старообрядцы. В конце XIX столетия картофель стал самым обычным обитателем полей и огородов.

Традиционным русским напитком можно назвать квас. На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда киевский князь Владимир обратил своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано — «Раздать народу пищу, мед и квас». В прошлые века русский человек не мог обойтись без кваса. Квас пили во время работы, после работы, перед и после еды. Квас был напитком каждого дня. Ещё в начале нашего века в деревнях употребляли квас с хлебом, редькой и луком в постные дни 3 раза в день, а в мясоед — 2 раза.

Здоровье

За помощью в деревнях обычно обращались к знахарям или лечили сами себя: сведения о наиболее употребительных травах были известны почти всем. Лечением занимались большею частью женщины, обычно пожилые; называли их лекарками, травницами, бабушками, знахарками. В прежнее время народ был вынужден обращаться к своим средствам не только из-за недостатка организованной медицинской помощи, но и потому, что тогда наука часто была бессильна в борьбе со многими болезнями.

После введения в 1864 году земского самоуправления для некоторых губерний на земства была возложена забота о народном здравоохранении. Первоначально врач, приглашённый земством, объезжал фельдшерские пункты уезда, сам проживая в городе. Затем эта система была заменена стационарной, когда на селе появилась участковая больница, состоящая из стационара на 5-10 коек, амбулатории, родильного и сифилитического отделения, квартиры для врача и др.

С появлением земской медицины произошло изменение в представлении о роли медика: от врача и/или фельдшера продающего услуги за деньги до медицины как социальной службы. Развитие земской медицины привело к увеличению числа как врачей, так и фельдшеров на селе. В земской медицине сформировался врач-универсал, обладавший широким кругом знаний и практических навыков, врач-ученый, аналитик, статистик, организатор здравоохранения. Работа врача была крайне трудной, в день на приёме было до 100 человек. Быт врачей был скромным, жили в большинстве случаев там же, где и принимали больных, получали небольшую зарплату.

В деревнях было много заболеваний, вызываемых тяжелыми бытовыми условиями, в которых жили крестьяне царской России. Следствием плохого и недостаточного питания было большое количество желудочно-кишечных и других заболеваний. Однообразное и скудное питание без достаточного содержания витаминов было причиной заболевания цингой, особенно в неурожайные годы. Куриная слепота в дореволюционное время была также частой болезнью в деревнях, особенно весной. Как и цинга, она была связана с плохим питанием. Проживание в курных избах способствовало появлению легочных, глазных и простудных заболеваний. Угар там был также постоянным явлением. Крестьяне подвергались простуде, потому что ходили босиком, ложились на холодную землю, разгоряченные пили холодную воду или квас, жарко выпарившись в бане, возвращались босиком и без верхней одежды даже осенью и зимой. Такие болезни, как ревматизм, лихорадка и костоеда были сильно распространены в деревнях. Отсутствие элементарных гигиенических условий в деревнях способствовало наличию кожных болезней, главным образом, чесотки и парши, особенно в тех районах, где не было бань. Тяжелые условия жизни крестьян были причиной большой детской смертности.

Богомольцы

Обычай богомольства был широко распространен среди всех слоев русского общества, но особенно среди крестьянства. Уход на богомолье служил причиной для отлучек крестьян из сельской общины по всей территории расселения русских. Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. Молодежь — перед женитьбой или замужеством, перед призывом. Старики — замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, после несчастья, например пожара. Женщины ходили чаще, чем мужчины. Путешествие к святыням всегда считалось у крестьян делом богоугодным. Но для этого само путешествие должно было быть многотрудным.

Перед отправкой на богомолье деньги начинали копить заранее либо договаривались в семье, какая будет выделена сумма на это. Выясняли, кто еще собирается туда же из своей или ближних деревень. Назначался день, когда партия собиралась вместе. Брали с собой хлеб, сухари, чай, сахар. Важно было, чтобы хоть один из участников был человек бывалый, ходивший уже по данному маршруту. По возвращении рассказы богомольцев становились достоянием всей общины, служа одним из каналов информации о внешнем мире, средством духовного воспитания.

Текст составлен на основе материалов, взятых из открытых интернет – источников.