Окрестные деревни и сёла

Окрестные деревни и сёла.

     Наш рассказ непосредственно о самом селе Петровское был бы неполон, если бы мы не уделили внимание и его соседям — тем населённым пунктам, которые его окружают. На страницах нашей книги уже не раз упоминались соседние с Петровским деревни, хутора и сёла. Однако в этой главе, мы уделим больше внимания некоторым из них. Материалы, на основе которых создавалась эта глава, в течение многих лет кропотливо собирались, уже хорошо Вам известным краеведом – Владимиром Леонтьевичем Игнатьевым. Главным образом, это были газетные статьи. Именно благодаря его работе, мы сейчас имеем возможность рассказать Вам об окрестностях Петровского. К сожалению, не по всем этим газетным материалам мы видим – кем и когда они были написаны и поэтому не всегда можем определённо сослаться на их авторов и на номера и даты выпуска газет.

Ещё часть материалов по окрестностям Петровского мы взяли из уже цитируемой нами книги «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» Асфандиярова А. З. Вот некоторые фрагменты из книги Анвара Закировича, имеющие отношение к данной теме:

«… В конце XVIII — начале XIX в. генеральные межевания земель в уезде выявили 380 276 десятин угодий юрматынцев, у которых по VII ревизии 1816 г. вотчинников насчитывалось 6163 человека м.п., припущенников -3154 (в т.ч. мишарей 1030, тептярей, ясачных татар, чувашей — 2124 человека м.п.)…

     … Название башкирских деревень своим происхождением не уходит вглубь истории. В ходе подавления башкирских восстаний 30—х гг.  XVIII в. жилища и деревни повстанцев уничтожались…»

Ещё об одном историческом моменте, имеющим прямое отношение к населённым пунктам Стерлитамакского уезда – к судебным тяжбам по вопросам земли, пишет Юмагузин Ф.Ф. в книге «Истоки. Очерки по истории сел и деревень земли Юрматынской». И хотя в этом тексте, на наш взгляд имеются неточности (имена, чины и т.п.), тем не менее, это очень любопытный материал:

«Генеральное межевание земель, прошедшее в Башкирии на рубеже XVIIIXIX веков, породило массу судебных тяжб. Кто пошустрей, успели запастись в Уфе и Оренбурге различными документами, подтверждающими их права на землю. Именно в это время, как грибы после дождя начинают плодиться «суть потомки» и «внуки» Татигаса, Азная, Ильсектимира, Кармыша, Иске-бия, Шагали Шакмана, Мушави Каракузяка, Бикбау-князя и других послов, принимавших в XVII-м веке русское подданство от имени своих племен…

     6 мая 1812 года 9 башкир деревни Кутлугужино за 3 тыс. рублей продали надворному советнику Петру Ивановичу Киндякову «в вечное и потомственное владение» огромные угодья по реке Шиде, Зигану, Сигазе. Владения нового хозяина вплотную сомкнулись с землями деревень Гумерово на юге, Арметрахимово и Калмакларово на севере. На востоке они полностью отхватили летние пастбища деревень Макарово, Ибраево, Исекеево, полностью лишили земель жителей деревни Кабясево (сейчас на этом месте – русская деревня Подгорный)…».

Далее, автор перечисляет тех кутлугужинцев, которые подписали эту сделку с Киндяковым (только сделаем здесь поправку: не с Петром Ивановичем, а с Петром Васильевичем, или с его отцом – Василием Афанасьевичем!). Затем, повествуется о том, что макаровцы подали на эту сделку в суд:

«Разбирательства проводились в 1816, 1818, 1819 гг… Наконец, на заседании Правительствующего сената 9 сентября 1822 года судьба макаровских земель решилась окончательно в пользу кутлугужинцев…

     В общей сложности, макаровцы потеряли около 20 из 45 тысяч десятин своих лучших земель. По сути, эта сделка кутлугужинцев с надворным советником оставила макаровцев без летних пастбищ и угодий по левобережью Зигана…

     Весь XIX век макаровцы тщетно пытались вернуть свои земли. Повторные разбирательства проводились в 1868, 1875, 1879 и других годах. Так, в прошении на имя сенатора Государственного совета от 3 апреля 1881 г. за подписью «дворянина» Султангарея Юсуповича Карамышева, Диньмухамета Ишмухаметова (макаровского старшины) и Мавлюдберды Исянгильдина (сына Исянгильды Кутлугильдина, потомка Макара) из д. Саяргаево говорится: «… башкиры деревни Кутлугузиной без всякого согласия наших доверителей продали генерал-майору Петру Киндякову 19470 десятин по урочищам из 45125 десятин 179 саженей… После смерти Киндякова права на эту землю восприняла дочь его, жена генерал – майора Александра Васильевича Пашкова, а за смертью Пашковой – дочь ея, жена генерал – адьютанта Александра Егоровича Тимашева, которые до сего времени не допускают доверителей наших по владению и пользованию отмежеванной Генеральным межеванием землёй, несмотря на то, что она по межеванным документам числится за нами…». Но добиться справедливости и вернуть назад земли макаровцам так и не удалось…

     К XX веку Макарово было обложено «господскими» землями. Даже восточная окраина села, поляна Уклыкая в 100-150 га, оказалась в руках землевладельца Э.И. Борельда. После февральской революции 1917 года «явочным порядком», решением Макаровского волисполкома этот клочок был возвращен деревне. Остальные земли утеряны навсегда».

     По поводу вышеприведённого абзаца сделаем со своей стороны корректировку фамилии землевладельца. Правильно читать не «Борельд», а «Борель».

Одно обстоятельство, постоянно сопровождавшее населённые пункты прошлых веков и десятилетий – пожары, конечно же, не обошло стороной и Стерлитамакский уезд / Макаровский / Ишимбайский район. Вот, например, что известно нам на этот счёт. В 1931 году в деревне Павловка случился сильный пожар, в котором уцелел только дом Осипова. А все погорельцы выстроили себе уже новые дома, у оврага.

В августе 1953 года пожар случился в деревне Бердышла. Сгорел целый порядок (то есть вся улица). Пожар бушевал с такой мощностью, что взрывной волной даже срывало крыши и перебрасывало их в соседние дворы. Пожар остановился на доме Могильникова Петра Алексеевича, видимо потому, что крыша дома была покрыта железом, да и все Могильниковы сами спасали хозяйство как могли, носили воду с речки. Смогли сохранить только последние три дома, которые успела обойти тётя Паша Кучина, нёсшая в своих руках икону и яйцо, освящённое на пасху. Соломенные крыши, и печные трубы, безусловно, повышали пожарную опасность в деревнях.

До пожара, в Бердышле был свой сельсовет, а в Тимашевке сельсовета не было вообще. Деревни Павловка, Тимашевка, Солёный, Алексеевка, относились к Бердышлинскому сельсовету, а когда сельсовет вместе со всеми домами сгорел, то все его деревни отошли к Тимашевскому сельсовету, секретарём которого была Ямщикова (Хомова) Мария Егоровна. Этот сельсовет просуществовал по 1955 год, хотя все колхозы объединились с Петровским колхозом «им. Ворошилова» в 1954 году. А вот когда в 1955 году Петровский сельсовет принял к себе все деревни, то Екатериновка с Михайловкой,    наоборот, отошли от Петровского к Енурусовскому сельсовету. Также здесь, отметим к слову, что по некоторым данным в Бердышле был стекольный завод.

Населённые пункты в этой главе мы расположили не в привычном алфавитном порядке, а по принципу концентрации группами на той или иной территории Ишимбайского района.

Ибраево. Снова предоставляем слово Асфандиярову А.З. и его книге «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий»:

«Ибраево носит имя  Ибрая Бикбулатова, жившего в 1731- 1814 гг. Бикбулат – сын Кармыша, родоначальника одноимённой тюбы. Перечислим имена сыновей первопоселенца: Сирбай (1754-1831), Исламгул (1757-1832), Арсланбай (1761-1821), Киньябулат (1772 г.) Ибраевы.  Последний участвовал в составе 12-го полка во взятии Парижа, награждён двумя серебряными медалями…

     Жители занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством…». 

В книге Юмагузина Ф. написано: «Вплоть до второй половины XIX века деревня Ибраево находилась на левом берегу Сикязы, примерно в полутора километрах ниже Макарово.  Ибраевцы остались без посевных земель и вынуждены были отойти к речке Ряузак, и расположились по одну сторону берега Ряузака, а исекеевцы по другую сторону Ряузака. Первое время ибраевцы относились деревне Исекеево, а уже  с 1873 года деревня официально называлась деревней Ибраево».

Исакаево (вариант в местном употреблении – Исякаево). «Исякаево – поселение кармышевцев, известное с начала XVIII в…»

     «В 1839 г. 45 дворов и 293 жителя владело 420 лошадьми, 448 коровами, 324 овцами, 108 козами; имели 400 ульев и 15 бортей. В начале 40-х гг. XIX в. засевали 280 пудов озимого и 488 пудов ярового хлеба. Житель Давлеткул Юмагузин – участник Отечественной войны 1812 г. и кавалер двух серебряных медалей» («История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий»). 

Макарово. Из располагаемых нами материалов, мы видим, что многие оседлые башкирские деревни возникали на месте зимних стойбищ (кышлау). Считается, что Макарово возникло на рубеже 17-18 веков. Макаром называли тюбу (родовое подразделение) Кармыш, Юрматынской волости.

«… Основатель Макар не известен. О его сыне Суяргуле Макарове из д. Макарово упоминал в своих записях мишарский мулла и известный ахун Абдулла Алеев, по прозвищу Батырша…» («История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», Асфандияров А.З.). 

     «В пользу версии о том, что Суяргул был сыном основателя деревни, говорит и такой факт. Когда в начале XIX века между жителями деревень Макарово и Кутлугужино началась судебная тяжба по земельному спору (об этой сделке у нас будет ещё обстоятельный разговор), от имени жителей деревень Макарово, Ибраево и Исекеево на заседании Правительствующего Сената был отправлен макаровец Кутлугильды Кутлуметов… Причем, община собрала ему в дорогу огромную по тем временам сумму: 1372 рубля… Почему именно он? Дело в том, что он был потомком (правнуком) Макара…» («Очерки по истории сел и деревень земли Юрматынской», Юмагузин Ф.Ф.).

«Самое раннее из известных ныне документальных упоминаний о тюбе Макар датируется 13 января 1735 года, когда она перечисляется в «Росписи ражделения башкир Уфимского уезда по волостям». В это время тюба Макар состояла из четырёх деревень: Макарово, Исекеево, Аиткулово, Ибраево».

«… место расположения д. Макар — идеальное зимние стойбище. Рядом незамерзающие родники, бьющие из-под гор, река Сиказа, которая никогда не грозит весенним паводком, горы Янальтау, Ширмеш, Тубыктау … А на левобережье Зигана простирались обширные луга для летних кочевок».

Вот ещё информация о жителях Макарово, приведённая в книге «Очерки по истории сел и деревень земли Юрматынской», автор Юмагузин Ф.Ф.:

«… Большая часть макаровских земель к тому времени приходилась на горную сторону, малопригодную для посевов. Пригодные для земледелия территории составляли гектаров 300 – 350… Сеяли макаровцы просо, овес, рожь… Пахали преимущественно деревянной сохой, но в 1913 году двое жителей деревни: Ахмедьянов Фазлый и Утяганов Ахмадей через Стерлитамакское земство купили и привезли в деревню два первых железных плуга. Посмотреть на это «чудо техники» сбежалась вся деревня…».

Юмагузин Ф.Ф. пишет, что, как и все башкиры, жители Макарово участвовали в Отечественной войне 1812 года (служа в 12-м Башкирском полку), некоторые из них дошли до Парижа и имели военные награды.

«Садоводством и огородничеством в то время башкиры не занимались, но в Макарово имелся великолепный яблоневый сад во дворе Гумера Ибрагимовича Карамышева… Картошку в Макарово стали сажать лишь в сороковых годах XX в. А помидоры, огурцы и прочие овощи – в начале пятидесятых.

     Помимо земледелия макаровцы  и жители соседних сел занимались скотоводством, пчеловодством, кустарным ремеслом, частично — охотой, а так же обработкой мельничных жерновов в артели Султангарея Юсуфовича Карамышева… Жернова вытачивали на горе Биктар, откуда зимой в упряжках в шесть — восемь лошадей отвозили на берег Белой в Табынскую пристань, далее пароходами сплавляли по Белой, Каме и Волге в дальние губернии. (Примечание: здесь, авторы настоящей книги отмечают то, что в наше время на пространствах, раскинувшихся вокруг Макарово до сих пор можно увидеть фрагменты этих разбившихся жерновов, которые особенно заметны в пору, когда нет высокой травы).

     Дело Султангарея продолжил его сын Арслангарей, купец 2 гильдии, самый богатый человек на правобережье Белой в Стерлитамакском уезде…».

    « … В 1872 году по инициативе волостного старшины Мажита Кутлуюлова, в Макарово была открыта 3-летняя земская школа, с обучением на русском языке…  и первым учителем в ней стал Карамышев Батыргарей… Здесь учились мальчики и из соседних деревень, в том числе из русской деревни Зигановки».

Макаровская земля дала много известных людей, как самой Башкирии, так и всей нашей стране: «Отсюда вышло немало известных деятелей культуры и искусства, видных руководящих работников, поэтов, педагогов, врачей. Среди них писатели А. Тагирова, Э. Сасанбаева, Т. Карамышева; народный артист России и Башкортостана Галимьян Карамышев, председатель СНК БАССР  А.Б. Мухаметкулов, … министр культуры республики Т.Н. Сагитов и многие другие».

Также, говоря о Макарово, стоит упомянуть и то, что здесь имеются целебные грязи.

Армет. Деревню Армет, расположенную в живописном месте, окаймляют реки: Армет, Ряудак, Зиган.

В книге «Исемнярдя ил тарихы» Ф.И. Кадырова (перевод с татарского – Рахматуллова А.Ф.) рассказывается, что во второй половине XVII века это место у речки Армет обосновал некий человек по имени Аймет. Пришёл он с тремя сыновьями: Изембет, Игембет, Кызырымбет, и на месте родился четвёртый сын Юлымбет. Сам Аймет и года не прожил на этом месте, скончался. Место то было — Старый Армет. Также пишется, что в десяти километрах от речки Армет образовалась  деревня Утяк.  В год смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году, по реке Шуран прибыл на эти земли Биктимер, у него сын Бикбулат. Обжитое ими место назвали Шуранлы-Армет, и Верхнеарметово назвали Тирянуй, по берегу речки Армет, гору назвали Купер-тау, а самая верхняя точка обозначалась  Шураннар. То, что это были обжитые места, доказывают найденные хозяйственные предметы тех прошлых лет, женские украшения, и камни  могил с надписями арабскими буквами и датами на камнях 1648-1736. Следующим пришёл переселенец именем Казиев Хосаметдин Фаттехет. В ревизских сказках он записан, как  Хосам мулла, от него идёт сын Рахманкул.

В последующем, речку Малую Армет назвали Илямин, её приток впадал в Большой Армет, а далее впадал в речку Зиган. То место обосновал Кызырымбет, его именем была названа деревня, но недолго называлась, переименовали в Энсе-Рясим.  Места были тихими, красивыми, богатыми дичью. На эти земли потянулись люди, начали разводить скот, строить хижины. По IV ревизии  известен Бикбулат, его сын Рахманкул в 1725 году, при правлении Петра Алексеевича, служил двенадцать лет в царской армии. Его сын Мордакай служил семь лет при правлении Елизаветы Петровны. А его сын Муса  служил четырнадцать лет, при правлении Екатерины II Великой.

В 1734 году  по левому берегу речки Армет, в Верхнем Арметове на равнине жил юрматинского рода уважаемый тархан — Утяк Назаров. В это время правления Анны Иоановны, её русские воеводы присмотрели эти берега речки Армет под заводы.  Местный народ поднял восстание, и в 1736 году воеводы сожгли все окружающие деревни, это 140 домов в 5 деревень. Грамотных людей, которые могли составить донос уничтожили, а скот и часть  лошадей были угнаны и проданы. Женщины, осиротевшие дети, были угнаны в Табынск в рабство, некоторые проданы, а некоторые разобраны купцами. В архивах сохранились записи 1737 года, сообщающие, например, что Максют Асеев из Арметово в семилетнем возрасте был продан казанскому купцу за 1 руб 50 коп, который  по своей воле не стерпя голода пошёл и крестился в православную христианскую веру, и по крещении этого Максюта назвали именем Михаил Сергеев.

В тот период из служения мобилизовался житель по имени Малик. Среди жителей, оставшихся в живых он выделялся умом и храбростью. Купцы присмотрели Малика, наняли его перегнать лошадей в Мензилинские и Бугульминские волости. Малик  со своим кругом людей,  лошадей выкрал и продал. Воеводы каратели в ответ за это сожгли отставшиеся поселения, а участников угона лошадей убили. Уцелевшие жители перебрались в Верхнеарметово. Ранее пришедший народ  со стороны Казани подумывал вернуться назад, но в 1747-1754 годах вновь пошёл поток тептяр и татар на эти земли.

На территории этих мест, вдоль речки Армет, от управляющего Твердышева начали строиться заводы по варке поташа. Заводы не долго простояли из-за мелководности рек, и были вынуждены передвинуться к речке Усолке.  Заводы были небольшими, и в каждом насчитывалась работников от 10-15 человек, а в некоторых до 20 человек. В записях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» описывается,  что в период 1791-1859 гг. работу производили вручную. Большие чугуны постоянно кипели, затем сливали  в деревянные бочки, где поташ затвердевал. Следующий этап: в печах обжигали  до светлого  состояния. Работа была распределена между рабочими: возчики подвозили дрова и уголь, кочегары подкидывали в печи, одни обрызгивали состав кипятком, поддерживая массу, кто-то возился с чугунами, вынимая и вставляя их в печь. На каждый завод был свой управляющий. Образовавшиеся горы из пепла от печей в 1920-1930 годах были перепаханы тракторами под удобрение.  Но местные так и называют это поле — «поле пепла». Поле находится промеж двух речек Армет.

В 1773-1775 годы шла крестьянская война. Мужчины подались на служение. Это происходило во время правления Екатерины II. То было самое большое и жестокое крестьянское восстание. Сожжены многие деревни, уничтожены мечети, отобран и угнан скот, людей подвешивали за рёбра.

Во времена отечественной войны с французами 1812-1814 гг. из наших краёв были призваны: с Арметово – 60 человек, с Янурусово — 90 человек, с Макарово — 60 человек, которые были определенны в 13-й Башкирский полк.

В 1839 году в Верхнеарметово начали приходить припущенники (свободные крестьяне), в дальнейшем их отметили в переписи тептярами.

1905 год, положение крестьян ухудшилось, большая часть земли принадлежала помещикам, и крестьянам приходилось в летнее время наниматься на работу, а в зимнее возвращаться в свои жилища. Леса тоже принадлежали помещикам Пашкову, Борелю.  О землях, ранее принадлежавших Малику, один из местных по имени Шарип  составил ходатайство  местному губернатору, с просьбой вернуть эти земли, за что смотрители  его убили. Когда это происшествие дошло до верхов, то прислали судью. Судья оправдал сторону местных богачей,  а на старосту деревни наложили  штраф.  Слух о всей этой истории охватил местность. Демобилизованные солдаты, услышав про несправедливость, объединились с местными крестьянами, такими, как Бахтигарей, Фаттый, Кашшаф, вдохновившись, начали тайно организовывать подполье, чтобы вернуть земли у Михайловского. До него эти земли принадлежали помещику Борелю, помещик Борель отписал в виде подарка зятю Михайловскому. Сам господин Михайловский землю продал. Собравшиеся вместе местные мужики,  выследили приказчика на сенокосных лугах у речки Зигана, и выгнали его с сенокосных лугов. Он сообщает управляющему.  На другой день урядник и старшина Гильдин Гыйниятов вместе с  жандармами доставляют  в полицейский участок всех участников бунта, и связав бунтовщиков увозят в Стерлитамакскую тюрьму, где приговаривают к двум годам тюрьмы. Снова поднимается бунт, открывается  перестрелка,  и во время перестрелки погибает Галлям Габжалилов. У жандармов мнения раскалываются, бунтовщики вновь открывают стрельбу, проливается кровь. На помощь со Стерлитамака  подъезжают жандармы, крестьяне прибавляются. К утру, перестрелка утихает, схваченных бунтовщиков вновь увозят в Стерлитамак, и уже выносят решение осудить  всех на 8 лет. Среди арестованных был  Халим (1885 г.р.) сын Гарифуллы, его приговаривают к 8 годам, и отправляют в Туринский посёлок.

В это время по всей России вспыхивает крестьянское восстание. В 1906 году вводят Столыпинскую реформу. С внедрением реформы положение страны улучшается, открываются школы, обучение в медресе, всевозможные кустарные производства, такие, как: кирпичные заводы, обработка шкур животных, пошив обуви, и одежды. Во многих населённых пунктах открываются базарные рынки, торговые лавки.

Теперь, снова обратимся к книге «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» Асфандиярова А.З.:

«… К 9-й юрте 7-го башкирского кантона в первой половине XIX в. относились 3 деревни Ильсектимеровой  тюбы, 9 аулов  Кармышской тюбы Юрматынской волости.

     Дд. Арметрахимово, Староарметово, Нижнеарметово (Рахимибраево) входили в тюбу Ильсектимер.

     В 70-х гг. XVIII в. была известна д. Арметово. 21 июля 1772 г. её жители припустили на свою вотчинную землю безземельных башкир, мишарей и татар, всего 60 дворов… 

     … В XVIII в. было 3 деревни под названием Армет: Нижнеарметово (Рахимибраево), Староарметово, Верхнеарметово.  В 1839 г. в списке деревень волости их стало уже 4: появился новый аул Средней Армет, расположенный в 40 верстах от Стерлитамака… 

     … Перепись 1920 г. насчитывает 5 деревень: Арметрахимово (Губейкино, Моськино), Верхнеарметово, Нижнеарметово, Староарметово, Среднеарметово — вот почему нелегко ориентироваться в их местоположении… 

     … Верхнеарметово  известно с 30-х гг. XVIII в. V ревизия зафиксировала 80 башкир и в 6 дворах — 23 тептяря. С этого периода здесь жили и ясачные татары. Из их числа 56 человек участвовало в Крестьянской войне 1773- 1775 гг… Тептяри обосновались здесь ещё в 1747, 1754 гг. В 1859 г. в 45 дворах проживало 160 башкир-вотчинников и 118 тептярей… 

     … 56 жителей этой деревни приняли участие в восстании Пугачёва. 

     По р. Зиган расположена д. Армет, названная в 80-х гг. XVIII в. по имени старшины Арметрахимово. 

     Жители деревни занимались животноводством, земледелием и промыслами. 230 башкирам (35 дворов) в 1839 г. принадлежало 150 лошадей, 35 коров, 120 овец, 200 коз, 80 ульев и 15 бортей. Они сеяли 280 пудов озимого и 758 пудов ярового хлеба. Имели водяную мельницу. 

     В конце XVIII в. здесь можно было увидеть такую картину: жители «занимаются хлебопашеством, выделывают в собственных своих лесах для пчёл борти и с коих в обыкновенное время берут мёд, занимаются звериной и птичьей ловлей, главный промысел их состоит в скотоводстве. Лошадей продают на ярмарках Мензелинска, Бугульмы, а прочий скот продают в своих деревнях, а за сим обиходом мёд и по уловлении ж зверей продают в г. Уфе разным людям по сходным ценам»… 

    … Староарметово зафиксировано V ревизией конца XVIII в., здесь было 52 башкира –вотчинника (12 домов), 168 тептярей (26 дворов), 27 безземельных башкир (4 дома). 1122 жителя и 209  дворов показано в 1920 г. Деревня находилась в 8 верстах от Макарово. Теперь её нет. 

     В 1839 г. между Верхним и Нижним Арметово появилась д. Среднеарметово с населением из 81 башкира и 51 тептяра.  В 1920 г. деревня насчитывала 678 жителей и 137 дворов. Среднеарметово слилось с д. Верхнеарметово…».

Калмаково (вариант – Калмакларово). «… Калмакларово, расположенная при р. Зиган, в 35 верстах от Стерлитамака, на таком же расстоянии, как и Арметрахимово.  В конце XVIII в. Калмакларово имело и другое название – Сулейманово, с населением 103 человека (15 дворов)…

     … 19 дворам с 113 жителями в 1839 году принадлежало 90 лошадей, 90 коров, 80 овец, 35 коз. Жители имели 25 ульев. На кочевку не выходили…». («История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий»). 

Подгорный. Здесь мы приведём материалы газетной статьи «Берёза на память», автор А. Корягин. Во время своего приезда сюда, автор общался с местным жителем – Василием Степановичем Переведенцевым, который и поведал эту историю. Рассказал он, что земля эта принадлежит колхозу «Армет», однако деревня, по сути, оказалась брошенной властями и жителями. Ни магазина, ни почты нет. Только подвесной мост через Зиган, по которому можно добраться в медпункт, расположенный в Гумерово. Место это появилось в 1929 году, как хутор Кузнецовский, в результате разукрупнения хозяйства. Переехали сюда, в основном крестьяне из Зигановки.

«Очень им понравилось это место: с одной стороны с чистейшими водами Зиган, с другой  — поросшие лесом горы. Организованный колхоз назвали Подгорный».

«Всё делали на лошадях. В деревне насчитывалось 50 дворов. В колхозе имелись фермы, где содержали коров, свиней, овец. Была и собственная пасека из 500 пчелосемей. В общем, жили в достатке. А потом пошёл спад. Сначала нас объединили с Зигановкой, потом с Ибраево, а впоследствии, хутор вошёл в состав колхоза «Армет». Вот здесь и началась беда. Не видя перспективы, народ начал разъезжаться …».

Авторы книги хотят несколько поправить данные, приведённые в статье. Хутор Подгорное существует с самого начала XIX века, а образовался он после заключения купчей от 6 мая 1812 года, когда кутлугуженские Кармышевы заключили договор о продаже земли.  Вместе с тем, из книги Юмагузина Ф.Ф. «Истоки. Очерки по истории сел и деревень земли Юрматынской» мы узнаём, что до образования хутора Подгорное на этом месте жили юрматы, и ранее деревня называлась Кобясово. Где приобрели новое место жители деревни Кобясово, нам (авторам) не известно, но скорее всего, они ушли в горы по тракту на Белорецк.

Тимашевка. Материалы по Тимашевке взяты нами из газетной статьи «История в шесть десятков лет», автор А. Зубарев – секретарь партбюро колхоза «Красный Партизан».

«По рассказам старожилов и архивными данным …. поселенцами деревни Тимашевки стали крестьяне из Рязанской, Витебской, Оренбургской губерний. Произошло это после их раскрепощения в 1860 году. Сама деревня была названа в честь барина Тимашева, владевшего землями вокруг.

     Поля и леса, расположенные с севера от населённого пункта, и по сей день называют барскими. … Поселенцами были  И.З. Зубарев и А.А. Зубарев, приехавшие в наши места в 1870 году с Вятской губернии. Позже с Рязанской губернии прибыли Ф.Ф. Бравцев, Савельевы, Кочкуровы.

     В местах поселения около родников  рос сплошной лес, поэтому первые жители занимались поделкой саней, дуг, колёс.

     Деревня Бердышла находилась западнее Тимашевки. Она была основана несколько раньше. Тимашевцы вынуждены были арендовать земли у местных башкир, а также работать на башкирских участках. Вскоре между двумя деревнями возникли споры из-за межи землепользования. Для решения конфликтной ситуации из г. Стерлитамака прибыл уездный землемер Мочалов. Он поставил бердышлинцам условие: вопрос решится положительно лишь при выдаче ему 100 рублей и четверти вина. Сельчане деньги выдали, а на вино поскупились. Тимашевцы же исполнили пожелания землемера полностью. В результате деревня Бердышла была переселена на пять километров.

     До революции в Тимашевке был всего один каменный дом Девяткиных, на которых работало много батраков. У зажиточных людей  насчитывалось восемь конных молотилок и столько же жнеек. В 1910 году здесь была построена государственная четырехклассная школа. Первой учительницей стала А.С. Степанова. Затем к обучению детей приступила Е.О. Шекунова, позднее – А.Ф. Небогатова.

     В 1914 году возвратились с фронта Г.Д. Вязовцев и В. Небогатов. Они организовали партизанский отряд. В Петровской волости Тимашевка стала партизанской столицей. Отряд в данном населенном пункте был самым крупным и активным. После установления власти Советов и окончания гражданской войны, тимашевцы приступили к мирному труду. Вокруг бывших партизан и немногочисленных в ту пору коммунистов сколачивалась беднота и сознательные бедняки. Они понимали, что в одиночку им не выбраться из бедноты. Следуя ленинским заветам, жители стали создавать сельхозартель. Организатором был участник гражданской войны партизан Л.И. Ревунов. Весной 1928 года в артель вошли девять семей. Среди них были Л.И. Ревунов, В. Небогатов, Н.П. Конев, Г. Зюзин, Сергей и Василий Севастьяновы, К.М. Понамарев, Г. Воронин, М. Карпов».

     Далее, автор статьи повествует о том, как устраивалось хозяйство артели, о том, как в 1929-1931 годы создавались колхозы, и пошла сплошная коллективизация. На базе артели был создан колхоз «им. Парт-Юж-Урала» («Партизаны Южного Урала»).

     «Почти одновременно в Алексеевке был создан колхоз  «Красный партизан». В  него вошли и 15 дворов хутора Солёного (переселенцы). Деревня называлась в честь Алексея Кучина –партизана, участника  гражданской войны, первого поселенца в этих местах. Председателем выбрали Ивана Базикова.

     В 1930 году в Тимашевке насчитывалось около 250 дворов. Здесь организовали два колхоза – «Красная Москва» и «За пятилетку», возглавили их Гаврила Становов и Афанасий Возжаев. В 1933 году произошло  слияние двух хозяйств в одно. Теперь называлось оно «Красная Москва». Первыми в колхоз вступили Г.М. Становов, Н. Крученков, М.А. Устинов, Я. Мордовин. В 1950 году в него же вошел соседний колхоз Высокогорный. Председателем был В.Е. Хамов. Объединились и колхозы им. «Парт-Юж-Урала» и «Красный партизан». Председателем «Красного партизана» вновь избрали Гаврилу Зюзина, вернувшегося с фронта.

     На территории нынешнего хозяйства в первоначальный момент находилось пять колхозов, впоследствии осталось два. К 1959 году встал вопрос об объединении колхозов «Красная Москва» (центр Тимашевки) и «Красный партизан» (х. Солёный). Последний в то время был экономически крепким хозяйством, поэтому колхозники не желали  объединяться. Из архивных данных  известно: и коммунисты, и рядовые труженики выступали против укрепления колхозов. И все же объединение под нажимом сверху произошло. Колхоз «Красный партизан» возглавил Ф.И. Небогатов, проработавший на этом посту 22 года.

     За всю свою историю до 1987 года колхоз не имел долгов у государства. Это одно из экономических  крепких хозяйства в районе. Даже в самые трудные годы, чтобы как-то прокормиться, в колхоз шли люди с разных деревень.

     Во время Великой Отечественной Войны немало  сельчан с оружием в руках защищали Родину. Старики,  подростки, женщины в труднейших условиях давали всё необходимое для фронта.

     Тимащевцы свято чтут память о партизанах – основателях села. В их честь сооружён памятник. Увековечены их имена и в названии колхоза».

Алексеевка — это бывший хутор. «Почти одновременно с деревней Тимашевской в Алексеевке был создан колхоз «Красный партизан». В него вошли и 15 дворов хутора Солёного (переселенцы). Деревня называлась в честь Алексея Кучина – партизана, участника гражданской войны, первого поселенца в этих местах. Председателем выбрали Ивана Базиков» (из материалов «Фонда Тимонина»).

Хутор был расположен в барских лесах Тимашева. От Майского леса по Приснонской горе можно сориентироваться в сторону юга. С места бывшей деревни раскрывается красивая панорама. В глаза бросаются открытые просторы! Правее, в двух километрах стоит гора Тора-тау. Вблизи деревни протекает речка Малая Бердышлинка. В низине у деревни выбивает с большим шумом вода, от которой сразу образовывается речка. Деревня состояла из нескольких дворов, ребятишки бегали учиться в школу деревни Тимашевки. Сами жители работали в объединённом колхозе с хутором Солённый. В годы объединения колхозов с деревней Тимашевкой, хутор Алексеевка начал вымирать. К 197о году хутор закончил своё существование.

Солёный. Хутор назван так по солончаку, возле которого обосновались  поселенцы из Украины и Беларуси, основав здесь новое поселение. В статье «Хутор Солёный» (опубликована в газете «Восход»), её автор А. Зубарев описывает историю заселения этого места:

«Хутор Соленый был основан в 1923 году, его первые поселенцы начали застройку по левому берегу речки Бердышла. Первая улица насчитывала 15 домов.

     Основателями хутора в основном были эвакуированные во время первой мировой войны (в 1914 г.) белорусы из Брянской и Гродненской губерний, территория которых была захвачена немецкими войсками. Из Белоруссии уезжали зарыв свои вещи в землю, наспех распродав в дороге скот – немцы наступали. Уехали всем селом, забив свои дома.».

Далее, автор описывает, что приехав в Башкирию, белорусы переезжали из деревни в деревню (Павловка, Васильевка, Бердышла, Тимашевка и др.), пока в 1923 году им не выделили землю «по левой стороне реки, от соленовских кладбищ и до первой полянки, на которой стояла Соленовская ферма. Первыми переехали на Соленый Никифор Кузьмич, Бегун Вакула, Соболь Ульяна с семьёй, муж у неё к тому времени умер, австриец Волос Иван, Багаль Лука и другие.». Обживались, в основном, или перевозя дома с брошенного Кардона, или покупая старые дома в Канаково, Ахмерово и перевозя их к себе на Соленый. По окончании гражданской войны никто из этих вынужденных переселенцев так и не смог вернуться на свою родину, несмотря на многократные попытки. Советские чиновники из Уфы так и не дали им на это разрешения…

В 1929 году началась коллективизация. Лука Ермолаевич Ревунов организует на хуторе Солёном колхоз «Партизаны Южного Урала» и становится первым его председателем. На свои сбережения он покупает трактор и передаёт его в колхоз.

В 1960 –е годы в составе колхоза было два хутора: Солёный и Алексеевка. Его возглавлял тридцатитысячник Фёдоров. Затем его заменил Ерофеев. В районе и за его пределами славилась высокой породностью свиноводческая ферма. Заведовал фермой Цыбин А.С. Был в колхозе и пруд, богатый зеркальным карпом. Пасеки славились высокой товарностью. В 1970 году большая часть жильцов хутора разъехались в связи со случившимся пожаром. После пожара 1973 года хутор постепенно стал исчезать ввиду выбывания своих жителей.

В 2003 году Юрий Степанов с супругой Галиной и детьми приехали навестить опустевший хутор. Осмотрев местность,  решили остаться. Остановились у заброшенного колхозного амбара, построили дом, очистили пруд, основали КФХ «Зеркальный карп», для разведения рыб. Пруд стал богат карпом, щукой, окунем, карасём и линём. Сейчас деревня пользуется популярностью у рыбаков.

Козловка. Из газетной статьи «Козловы из Козловки», опубликованной в газете «Восход» (автор В. Прокопов), мы узнаём о том, как появились в этих краях белорусы. Простой белорусский крестьянин Данила Яцкевич в 1907 году был сослан в Сибирь. А дома у него осталась четверо детей. Жена же, рожая пятого ребёнка, скончалась. Вернулся Данила из ссылки – что делать? Детей ведь кормить и «поднимать» надо! И вот, перебираясь уже на башкирскую землю, женился он во второй раз. Ещё дети родились. У башкир из Урман-Бишкадака купил он поросшую лесом землю. Стал освобождать землю от леса, пахать её и засевать. По имени Богдана, такого же переселенца, как и он, назвали эту деревню Богдановка.

Вслед за этими первыми переселенцами, потянулись из Белоруссии и другие, в числе которых были многие с фамилией Козловы. И им тоже пришлось землю под пашню освобождать от деревьев да кустарников. Построили 18 дворов и назвали это место Козловкой. И вот, отстроилось в округе семь белорусских деревень: Богдановка, Егорьевка (позже её стали называть Георгиевка), Ивановка, Козловка, Купреевка, Орловка и Покровка.

Историю одной из семей Козловки, мы предлагаем Вашему вниманию. В 1918 году свою семью в Козловке создали Яков Иванович Козлов и Степанида Яцкевич. Родилось у них пять детей: Алексей, Иван, Михаил, Василий и Надежда. Жили крепким хозяйством: домашний скот, птицы, зерно в амбаре. Но, в 1930 году по навету, отправили Якова Ивановича, как кулака в Магадан. А с ним и ещё пятерых местных мужиков. Через шесть с лишним лет, возвратился он, наконец, в свою деревню. В 1937 году снова приехали за ним люди из НКВД, уже во второй раз, однако теперь, удалось ему избежать ареста.

Наступила война. Все четверо сыновей отправились на войну, с которой трое вернулись, а четвёртый — Михаил погиб. Якова Ивановича в 1942 году отправили в Челябинск, в трудармию, где он чуть не умер от голода и истощения. И только, вовремя приехавшая супруга, смогла его выходить. В своей же деревне, Степанида с дочерью Надей, старалась изо всех сил выполнить норму по трудодням, снабжая Красную Армию продуктами. А в 1944 году вернули её мужа  Якова, наконец-то домой. По возвращении с фронта трёх сыновей, семья, в победный сорок пятый, переехала в Ишимбай. Сыновья обзавелись семьями.

Дочь Надежда, окончив школу – семилетку в Егорьевке, позже, закончила Стерлитамакское педучилище. Преподавала во втором и третьем классах. Вышла замуж за Фёдора Сергеевича Бежаева. Окончила Стерлитамакский учительский институт и снова и снова преподавала. Родилось у них с мужем трое детей.

В доброй памяти людей остались представители породнившихся родов Яцкевичей, Козловых и Бежаевых!

Аси-Ялан. В 2009 году в газете «Восход» (№ 131) вышла статья «Забытый Аси-Ялан», автор Р.А. Злобина. Из статьи нам становятся известными не весёлые обстоятельства возникновения этого места и печальные обстоятельства его угасания.

Аси-Ялан был образован в 40 км от Ишимбая, как совхоз № 6 УНКВД. Происходило это в 1930-х годах. Заселяли совхоз раскулаченными крестьянами, определёнными на спецпоселение. Свозились они сюда на телегах со всей Башкирии и под охраной сотрудников ЧК. Для большей надёжности, людской конвой был усилен собаками. Первым жильём поселенцев стали шалаши, сооруженные из ветвей и покрытые травой. Затем, стали копать землянки, которые не на один год стали жилищем для совхозников Аси-Ялана. Позже, переселились в бараки. Среди этих первых поселенцев названы: Гимадеевы из Аургазинского района, Корягины и Ярославцевы из Воскресенского района, Телятниковы из Белорецкого района и ряд других семей.

«Рядом с совхозом, который специализировался на выращивании крупного рогатого скота, находилась колония, где содержались политзаключенные. Колонисты занимались заготовкой дров для Стерлитамака и Ишимбая».

«Поскольку в совхозе платили зарплату, туда потянулись жители близлежащих деревень.  А в начале Великой Отечественной войны в Аси-Ялан хлынули беженцы».

В военные годы в Аси-Ялан, из Челябинской области приехала Евдокия Фёдоровна Колесова. «Благодаря её ходатайству и поддержке директора совхоза Б.К. Вронского в Аси-Ялане была открыта школа-семилетка. В 1954 году в школе состоялся первый выпуск. Её директором в то время работал А.И. Зыков, классным руководителем первого выпуска был И.А. Будник».

В деревне не было радио, электричества и телефонной связи, и, чтобы скомпенсировать их отсутствие, здесь, силами учителей и учеников школы и заключенных колонии, ставились спектакли и давались концерты. Автор статьи называет двух замечательных гармонистов того периода: Николая Петровича Буланкина и Александра Сергеевича Левашова.

При наступлении «хрущевской оттепели» колония была постепенно закрыта, Аси-Ялан передали Мариинскому совхозу Стерлитамакского района, угнали и скот. В виду отсутствия здесь работы, это место было покинуто местными жителями. Обезлюдело и стало безмолвным.

Так было написано в газетной статье. Но мы, авторы этой книги от себя добавим. В  данный момент деревня не исчезла, несколько дворов ещё существуют. Дорога к Аси-Ялан ведёт одна, по карте её можно найти только по речке Селеук. Дальше дорог нет, кругом горы. Южнее от Аси-Ялана расположено водохранилище Нугуша. Перед въездом в Аси-Ялан проезжаешь прозрачную каменистую речку. Жить в Аси-Ялане — значит оторваться от цивилизации, воссоединиться с природой.

Новоивановка – существующая и по сей день небольшая деревня. Расположена за деревней Салихово, от дороги на Ишимбай в сторону к восточному лесу. До сих пор деревня делится по разговорам на две части. На одной половине живут бывшие переселенцы с Белоруссии, на второй половине – русские, переехавшие с Петровского. В числе таких переехавших была и одна из ветвей Рода Сладковых.

Новогеоргиевка (Новоегоровка). Ещё в 1980-х годах хутор был небольшим. У дороги существовал маленький магазинчик. С того времени, когда с города начали выделять земли под постройку домов, хутор преобразовался в посёлок. С каждым годом вырастают красивые, благоустроенные яркие дома.

Из статьи «Так роднились народы» автора Лидии Чигряй, размещённой в интернете (http://www.sgvibor.ru/index.php/2013-10-25-04-13-48/2403-tak-rodnilis-narody)  для нас стали известны обстоятельства образования этого хутора. Как и другие белорусские поселения Стерлитамакского уезда, Новогеоргиевка была образована в ходе аграрной реформы Столыпина. Произошло это в первом десятилетии двадцатого века, благодаря переехавшей сюда из Белорусии семье Хомченко. Несколькими годами позже обжилась здесь и семья Пищаловых. Не всегда гладким, по первому времени, было соседство новых жителей с местными башкирами. Но, в итоге, хозяйственные нужды, товарообмен, а после и коллективизация, сдружили эти два народа на одной территории.

Автор статьи делает акцент на то, что вплоть до самого начала Великой Отечественной Войны, в Новогеоргиевке: «Хлеб растили в изобилии, скотины много держали». И достаток этот явился следствием упорного труда: «Лес вокруг порубили, пни выкорчевали, стали пахать и сеять. Мама моя не раз вспоминала, что зерна столько получали на этой веками не тронутой плугом земле, что в амбары оно не помещалось. А выращивали в основном пшеницу, просо, овес, рожь. Излишки урожая продавали на базаре в Стерлитамаке. На вырученные деньги инвентарь необходимый и одежду покупали».

Говоря о современной Новогеоргиевке, Лидия Чигряй отмечает: «В ней сейчас нет практически ни одной детали, напоминающей о далеком, пусть омраченном войной, но все же счастливом моем детстве, моих родных и близких, кроме самого названия. Но, безусловно, помнит неузнаваемо преобразившееся место и первых переселенцев, пришедших сюда из далекой Белоруссии, и первый дом, положивший начало новой точке на карте».

Горный / Высокогорный — вымерший хутор  Петровского сельсовета. Хутор отстоял от Тимашевки со стороны Петровского, на самой горе. Был он небольшим, но имел масло-заводный цех, к которому свозили молоко с окрестных селений.   Сейчас на этом месте цех дорожного «Асфальт-завода».

Майский хутор. Майский – некогда верный спутник села Петровское, ныне полностью исчезнувший. Многие местные жители считают, что хутор Майский начинался от опушки леса, однако это не так — Майский начинался с речки Кияук, по правую её сторону, вдоль старой дороги на Стерлитамак.  На Майском, прямо за хутором, где сейчас растут ели, находилось Шихановское лесничество. Место это называлось по обычаю того периода «карьера». Здесь имелось подсобное хозяйство. Одни из сотрудников работали на выезде, а другие работали на месте. Лесничество было крупным хозяйством в период пятидесятых годов прошлого века. Работали в нём люди с хуторов, располагавшихся поблизости. Нынешнее поколение сельчан, въезжая в лес, и не предполагает то, что раньше через каждые два километра стояли хутора с большим количеством дворов в каждом!

Были здесь и свои повитухи, которые по первому вызову бежали оказывать помощь. Такой повитухой была Явления Дмитриевна Летунова. Пожилые люди рассказывают, что: «Жизнь в прошлые годы была здесь не такая уж и мрачная — умели мы веселиться, подшучивать!». На Майском размещалось большое свинохозяйство.

Вот, например, Екатерина Лукьяновна Кудисова (Сладкова), дочь Явлении Дмитриевны, работавшая в этом хозяйстве, вспоминает, как у неё сбежали свиньи в поле. А там, местный полевод, верхом на лошади сгонял этих сбежавших свиней в кучу, чтобы «закрыть» их и выписать штраф.  И вот, чтобы вернуть себе свиней, Екатерина Лукьяновна сама, верхом на лошади, выбила своих свиней прямо из-под ног у полевода, и ускакала, постёгивая свиней кнутом. Вот такими приходилось быть: не робеть, а действовать! Ещё она припоминает и такое:

«Загорелся лес, наверно с гектара сгорел, так я с подругой тушила, бегая за водой к речке Кияук.  Почти сутки тушили, какие мы были вымотанные! Доползли до двора и упали без памяти, а когда очнулись, отец мой Лукьян лежал под нашими ногами в таком же состоянии …

     … А ещё мы ездили сдавать мясо в сторону Тора-тау, там возле горы стоял пункт приёма мяса. На это место свозили мясо со всей окрестности. Этот пункт приёма находился в посёлке Шапай, у горы Тора-тау. Сейчас этого посёлка нет».

А вот так Екатерина Лукьяновна описывает переезд из Петровского на хутор Майский в начале 30-х годов:

«На Майский переезжали мы с островка, что в конце улицы Озёрки. Мне тогда было шесть месяцев, значит, происходило это в 1931 году. С нами переезжали: Скаридов Степан, Скаридов Костя, Бакаев, Мурсаиков Александр, Кадкин Василий, Никитин, Жиляев Семён, Фидулов, Плетнёв Дмитрий Петрович, Никалёв Сергей, два брата Кругловых: Степан Алексеевич и Алексей Алексеевич.

     С Петровского  приходила на Майский учить детей учительница — Кадкина Анна Александровна, она жила в то время на улице Юловка (Береговая). Преподавала она в частном доме, и меня мама водила, скорее носила. Обвернёт меня в тёплую вещь, приподнимет и несёт. Так я посещала школу целую неделю. Вся моя учёба. Дома залезу под кровать и произношу по картинкам: «Мама, рама, мама моет раму». А папа с мамой стоят и радуются, глянь-кась, наша дочь читает!».

Хуторами жили не только русские или башкиры, а жили и киргизы  — хутором в несколько семей в лесу, вплотную с кордоном Шихановского лесничества. С какого времени жили, и куда они уехали, неизвестно, но они были.

Ещё хочется отметить, что въезд на Майский, начинается с предгорья, которое не один десяток лет, называют «Приснонской горой». Вся территория, которая идёт от начала леса, охватывая внутренние открытые поляны в самом лесу, и уходит дорогой вверх до самой горы Алексеевки, называется Приснонской. Туда входит и отсыпная дорога, которая тянется в гору в сторону Алексеевки, а от неё на хутор Соленый и правее — на Тора-тау.

Здесь, местами, сохранились солёные истоки, что на хуторе Солёном, то и на Красноусольске. Об ушедшем море свидетельствуют и срезы слоёв каменных пластин, что видны на поверхности гор. Где слабым ручейком, а где и под большим давлением пробиваются, из-под земли источники воды.

Ульяновка. Вымерший  хутор, расположенный у старой дороги на Стерлитамак, по правую сторону, где сейчас растут берёзы.  Населяли хутор украинцы. Хутор был небольшим, располагался западнее от речки Кияук, ближе к лесу.  Почти метрах в пятистах, через речку Кияук, уже восточнее, стоял по соседству хутор Майский. Разделяла два хутора речка, но сами жители жили дружно. У хутора Ульяновки было посевное поле, гектаров восемьдесят, которое располагалось вплоть до линии современной трассы, ведущей   на Стерлитамак. Земли через дорогу принадлежали уже хутору Венера. Расстояние от Петровского до Ульяновки было семь километров. По состоянию на 1961 год на хуторе проживало 22 человека.

Венера. Хутора такого  уже и нет и многие даже не могут предположить на каком месте существовал этот хутор. А стоял он на берегу речки Кияук, в несколько метрах от хутора Никольского, рядом с деревнями Михайловкой и Кияук. До Великой Отечественной Войны все хутора относились к сельсовету Янурусово. Ещё в 1920-е годы у хутора Венера существовали шахты по добыче белой глины и песка для стекольного завода Богоявленска. Шахты были не глубокими, и расположены они в самом лесу Никольского лесхоза (Красноникольское). Сейчас эти шахты выглядят как  ямы, заросшие деревьями. В 1920 году здесь существовало 57 дворов. Во время коллективизации, с 1929 по 1935 годы было организовано хозяйство «Венера». От села Петровское до хутора Венера было расстояние в восемь километров.

Екатериновка — обмелевшая деревня Петровского сельсовета. В рассказах старожилов постоянно приходится слышать, что деревня раньше была большая. По словам Жиляева Валерия Владимировича, в Екатериновке существовала восьмилетняя школа. И в отношении многих жителей Петровского можно сказать, что они — бывшие жители Екатериновки. Считается, что деревня эта названа в честь Екатерины II.  Западнее деревни протекает речка Кияук,  вдоль берегов которой  были найдены монеты периода правления указанной великой императрицы. Все эти монеты ныне находятся в краеведческом музее г. Ишимбая. Есть предположение, что Ногайская дорога, видимая на старых картах, проходила именно по берегу речки Кияук. И что отсыпная дорога на Приснонской горе, протянувшаяся в сторону хутора Алексеевки (и которую ещё не так давно называли «Екатериновской дорогой»), и есть та самая Ногайская дорога. То, что дорога отсыпная — видно до сих пор.

В 1870 году на  хуторе Екатериновка насчитывалось  66 дворов с 443 жильцами.  На 1906 год в деревне числилось уже 154 двора, а на 1920 год — 165 дворов с 921 жителем. Численность жителей на 1961 год резко снизилась до 329 человек. Во время  коллективизации с 1929 по 1935 годы здесь имелся небольшой колхоз «Молотово». Расстояние от Петровского до Екатериновки пять километров.

В 1955 году с укрупнением колхозов в Петровский сельсовет вошли колхозы деревень:  Бердышла, Тимашевка, хутор Солёный, Алексеевский, Майский, Павловка, Армет-Рахимово, Ишимово, Калмаково.

В связи с развитием и укреплением колхозов возник пересмотр границ сельсовета. Тимашевский сельсовет был ликвидирован  и в состав Янурусовского сельсовета в 1955 году отошли деревни: Екатериновка, Михайловка, Ульяновка, Венера, Красноникольское (Никольское).

Янурусово. По нижеприведенным материалам о Янурусово, автор, нам, к сожалению, не известен!

«Деревня Янурус расположена при речке Кияук. Основали её безземельные башкиры и тептяри на основе записи с башкирами – вотчинниками Кормышевой тюбы от 1739 года о припуске ясачных татар, ставших затем тептярами. В 1834 году в 77 дворах проживал 441 тептяр, в 4 домах 35 мишарей, в 13 дворах – 84 башкира. Выходит, что башкиры были безземельными жителями деревни.

     Что касается происхождения названия деревни – то одна из версий – это от имени жителей (Ян и Ырыс). В Кыр-еланской волости Белебеевского уезда была деревня Янурусово, её жители — ясачные татары. Часть населения перебралась в деревню Ретамак той же волости. Деревня при р. Кияуково сначала называлась Новая, затем Янурусово. Думается, что ясачные татары из Белебеевского уезда принимали участие в основании нового аула в Стерлитамакском уезде.

     В крестьянской войне под предводительством Пугачёва участвовало 96 янурусовцев, называвшихся тогда ясачными татарами. Позже они перешли в тептярское сословие.

     До Великой Октябрьской революции дети получали знания в медресе. Здесь обучались только мальчики. В 1878 году было завершено новое здание медресе. Женщин и девушек стали обучать грамоте в 1914 году. После 1917 года медресе была переименована в советскую школу. С 1935 года начальная школа стала семилетней».

Кузяново. «Село было основано башкирами-вотчинниками Ильсектимировой тюбы Тельтим-Юрматынской волости. Сыновья первопоселенца, Сурак и Айдак Кузяновы участвовали в продаже заводчикам вотчинных земель в 1758 году. За год до этого они припустили к себе тептярей. Были здесь и бобыли, оседавшие на этой земле «явочным порядком», то есть без разрешения и документа.

     В 1783 году в Кузянове проживал 91 человек, в 1795 году — 86 тептярей… В 1859 году в 115 дворах жили одни припущенники, ставшие тептярями, количество которых доходило до 585 человек, среди них были башкиры, потерявшие вотчинное право, и татары, перешедшие в тептяри. Советская перепись 1920 года показала деревню башкирской, поскольку численно преобладали безземельные башкиры. В 379 домах проживало 1858 жителей». (информация с сайта: http://ufagen.ru/places/ishimbayskiy/kuzyanovo.html).

Павловка. В одном историческом документе, под заголовком «Звание людей, состоящих по 5-й ревизии с прибылыми по 1779 год», помимо прочего отмечено: «Вновь заведённой деревни Павловка надворной Советницы Марьи Киндяковой» и «Причислено переведённых Ею Пензенской губернии Городецкой округи из селца Пимогина крестьян с 1804 года 14 (человек). Как мы писали в главе о царском периоде истории села, Павловка была населена казаками. В 1931 году здесь случился сильный пожар, уцелел только дом Осипова. А все погорельцы выстроили себе уже новые дома, у оврага.

*          *          *

Таков был наш краткий, исторический обзор окрестностей села Петровское. Мы, авторы, желаем всем деревням и сёлам, соседствующим с Петровским, «крепко стоять на ногах», помнить свою историю, собирать и хранить её и делать общим достоянием! И пусть этот замечательный край впредь, как и раньше, будет богат не только своей прекрасной природой, но и такими же прекрасными людьми!