Эльмаш — спутник Уралмаша

Рождение Эльмаша

11 июня 1932 года было принято постановление №422 о строительстве уральской электромашиностроительной группы заводов «Уралэлектротяжмашина». Руководителем строительства и проекта был назначен опытный инженер А.П. Альпов. Сразу же развернулись подготовительные работы — вырубка леса, постройка подсобных помещений и бараков для рабочих. В июле 1933 г. был заложен фундамент первого завода — аппаратного. Всего планировалось в рамках проекта построить четыре завода: турбогенераторный, завод гидрогенераторов и крупных машин, аппаратного и трансформаторного. Вокруг нового завода на пустом месте в районе будущей станции метро «Машиностроителей» образовался рабочий поселок. Сначала было построено 20 бараков, дома коридорного типа и другие культурно-бытовые учреждения. Началось строительство соцгородка на Эльмаше. Началось строительство соцгородка на Эльмаше. В лесу была вырублена просека и проложена грунтовая дорога — сегодня это улица Краснофлотцев. 15 июля 1934 года пущено опытное производство завода Уралэлектромашина. Дальнейшее строительство шло параллельно с освоением продукции. Первым директором был назначен Александр Миронович Дубнер. В предвоенные годы завод не был в числе ведущих электротехнических предприятий. Всего 1200 работающих в семи пролетах одного корпуса и небольшое здание с литейным и кузнечным участками — масштабы даже по тем временам невеликие. Завод изготовлял оборудование на напряжение не выше 10 киловольт. Но уже в 1940 г. выпуск продукции завода увеличится по сравнению с 1935 годом в 13 раз, а номенклатура изделий достигнет 233 типов. «Уралэлектромашина» станет самым мощным на Урале многоотраслевым электротехническим комбинатом. Новый Куйбышевский район вошел в состав Орджоникидзевского только в 1956 году.

(ссылка)