ул. XXII Партсъезда

Улица XXII Партсъезда

Улица XXII Партсъезда берёт своё начало от ул. Машиностроителей западнее площади Первой пятилетки и уходит в направлении на северо-запад, пересекая ул. Донбасскую и углубляясь в частный сектор у парка Победы.

Улице этой определенно не везло с названиями. Года три она вообще была безымянной, а в 1933 г. на одной из сосен, окаймляющих улицу, была приколочена фанерка: «Улица Банникова». Но это название не прижилось, так стала называться совсем другая улица.

Двадцать восемь лет ее называли улицей в честь «первого красного офицера» Климента Ефремовича Ворошилова. Его биография считалась образцовой, хотя сам Ленин поругивал Ворошилова за бессмысленные расстрелы, партизанщину и пренебрежение военными специалистами. Но при Сталине официально признавалось, что он прошел «славный путь» от луганского слесаря до главы советского государства. В 1957 г. Ворошилов не угадал: выступил с «антипартийной группировкой» Маленкова — Кагановича — Молотова против Н.С. Хрущева. И проиграл. Хрущев тогда простил старика. А в народе на мотив песни Окуджавы «За что ж вы Ваньку-то Морозова» стали петь новый шансон — «За что ж вы Клима Ворошилова». Были там и такие слова:

А он ходил на Красну площадь 
И там во фракцию вступил, 
— Ему б чего-нибудь попроще, 
А он во фракцию вступил! 

В 1961 г., на 22-м съезде КПСС, Н.С. Хрущев все же подверг бывшего Председателя Президиума Верховного Совета СССР уничтожающей критике как ярого сталиниста и одного из организаторов массовых репрессий. С тех пор эта улица называется в честь 22-го партсъезда.

В период пика своей популярности Климент Ефремович Ворошилов неоднократно бывал на строительной площадке нашего завода. И это не случайно: Уралмаш изначально строился не только для выпуска мирной продукции. В секретной части постановления Совета Труда и Обороны от 1927 г. о строительстве Уралмашзавода был раздел и о цехах артиллерийского производства. Их ввели в эксплуатацию даже на год раньше, чем завод в целом, и по этому случаю в начале мая 1932 г. Уралмаш посетил сам Председатель Совета Народных Комиссаров В. М. Молотов.

Побывал Ворошилов на заводе и в конце 1941 г., в самый критический момент, когда почти вся бронетехника Красной Армии была уничтожена. Свой посильный вклад в этот позор внес и бывший нарком обороны СССР, наглядно продемонстрировав полное отсутствие таланта полководца. Но тогда еще правду о войне никто не знал и Ворошилова тепло встретили в мехцехе №1, где он на митинге призвал поскорее освоить выпуск бронекорпусов тяжелых танков (названных, кстати, в его честь «Клим Ворошилов» или, проще, — КВ).

По данным строителя соцгорода В. Н. Анфимова, первый дом на этой улице появился еще в 1929 г. Его назвали клубом имени Сталина. Там была киноустановка и комнаты для клубных занятий. Первое культурное учреждение на Уралмаше представляло собой два барака, соединенные в виде буквы «Т». Здесь проводили досуг обитатели сотен бараков Рабочего и Экскаваторного поселков. Расположен был первый клуб Сталина примерно на том месте, где сейчас на улице 22-го партсъезда стоят дома под номерами 7 и 9. Осенью того же года неподалеку заложили фундамент заводской поликлиники (ныне районная поликлиника №1), а весной 1930 г. — фундамент 18-квартирного Дома врачей (40-летия Октября, 15). Этот дом торцом выходит на улицу 22-го партсъезда. В 1930 г. оба здания уже ввели в эксплуатацию.

Добраться до поликлиники от завода и барачных поселков можно было только по тропкам в густом лесу. Как писал в своих воспоминаниях строитель нашего соцгорода В.Н. Анфимов, «для многих непонятно было, почему так далеко от основного жилья строят поликлинику, зачем так далеко ходить на прием к врачам». Никто не представлял, насколько со временем разрастется соцгород. Тогда же, в 1930 г., начал вырубаться лес на трассе будущей улицы от Дома врачей в сторону озера Шувакиш, а по сторонам от просеки начали строить землянки строители Уралмаша.

В 1931 г. в самом начале улицы построили гараж для грузовых автомобилей, которые стали поступать на Уралмашинострой. Он сохранился до наших дней, это автопредприятие «Лорри». Тогда же улицу замостили гранитными «пешками» от автогаража до Дома врачей.

Самое интересное здание на этой улице — кинотеатр «Темп». Его изначально задумывали как первоклассный кинотеатр, лучший в Свердловске. Ведь соцгород Уралмаш замысливался как город будущего! Это здание должно было украсить улицу и соцгород. В проекте, его фасад предусматривался двухэтажным, с залом для демонстрации детских кинофильмов на втором этаже. Но вышло все иначе…

Здание кинотеатра заложили в 1931 г., но построить до начала зимы его не успели. Каменную кладку в холода тогда класть не умели, но все же решили рискнуть и до конца зимы успели сделать очень многое, даже крышу основного кинозала успели сколотить. Только с наступлением весны стены здания затрещали: замерзший зимой цементный раствор начал оттаивать и «схватываться», но только снаружи. А изнутри здание оставалось холодным. Тогда в большом зрительном зале установили мощную печь, работающую на коксе, и быстро прогрели помещение. Одновременно, лучшая бригада плотников Уралмашиностроя устанавливала деревянную опалубку вдоль стен («сжимы»), а бригада каменщиков срочно возводила с северной стороны контрфорсы (выступы, укрепляющие северную стену здания снаружи).
Только благодаря этим экстренным мерам здание кинотеатра удалось спасти и сдать в эксплуатацию в 1932 г. Но, к сожалению, от идеи двухэтажного здания пришлось отказаться и кинотеатр «Темп» в архитектурном отношении оказался невыразительным. А северная стена, выходящая на улицу Хмелева, вообще осталась изуродованной.

Через несколько лет после завершения строительства по проекту уралмашевского архитектора М. В. Рейшера оформили фасады здания, которые сохранились в неизменном виде до нашего времени.
Несколько десятилетий, вплоть до постройки киноконцертного комплекса «Космос» в конце 1960-х годов, «Темп» по праву считался лучшим в городе кинотеатром. Первый в Свердловске звуковой, первый широкоэкранный, первый широкоформатный… Все новые кинофильмы показывались сначала в нем, а затем уж в других кинотеатрах Свердловска. Только в «Темпе», да в «Космосе» показывались лучшие фильмы Международного московского кинофестиваля. Проходили и так называемы «недели» французского или итальянского кино… Нынешнему поколению молодежи, живущему в век видеомагнитофонов и Интернета, уже не понять, какое значение имел «Темп» для уралмашевцев. А для тех, кто родился до 1970-х годов, этот кинотеатр был окном в мир. Его посещали семьями и школьными классами, в нем находили приют влюбленные.

В годы войны в «Темпе» месяцами шел фильм «Два бойца». Уралмашевцы смотрели его с восторгом, гадали, где жил, в каком цехе работал один из его главных героев — Саша-с-Уралмаша. Некоторые даже уверяли, что были с ним знакомы. Очень сложно было попасть и на фильм Н. Вирты «Сталинградская битва», где с экрана звучал голос Сталина, задававшего вопрос Молотову: «Вячеслав Михайлович, ну, как там с танками? Меня особенно интересует Уралмашзавод». И дальше, в следующем кадре, зритель слышал слова В.М. Молотова, разговаривающего с директором Уралмаша: «Спасибо, товарищ Музруков! Я сообщил о ваших успехах товарищу Сталину. Он просил передать благодарность Государственного Комитета Обороны и Красной Армии вашим рабочим и инженерам…»

А после войны в «Темпе» крутили немецкие трофеи. Тогда с экрана долго не сходил фильм Георга Якоби «Девушка моей мечты» (снят на студии UFA в Берлине в 1944 г.). Актриса Марика Рекк, снятая в главной роли, свела тогда с ума многих мужчин-уралмашевцев.

Позже, уже 1950-е годы в соцгороде построили еще один кинотеатр — «Знамя» с двумя залами. Но все равно, самым популярным среди уралмашевцев оставался «Темп». Здесь было гораздо уютнее: работал буфет, на сцене большого фойе по вечерам, вплоть до 1980-х годов, играл оркестр, пела эстрадная певица. И в этом отношении наш кинотеатр тоже был исключением. Нигде в городе такого больше не было.

Вошел в историю «Темп» и в связи с трагическим событием в жизни Уралмаша — инсценированным полпредом ОГПУ по Уралу Ильей Решетовым и секретарем парткома Уралмашзавода Леопольдом Авербахом судебным процессом о «поджоге» кузнечно-прессового цеха (в точном соответстви с аналогичными процессами в Москве по «шахтинскому делу», Промпартии, Метро-Виккерс и т.д.). Именно в кинотеатре намечалось провести процесс, да только ничего не получилось: перед самым его началом в кинотеатре произошел пожар. Пришлось везти подсудимых в другое место. Отчего произошел тогда пожар в кинотеатре — не понятно. Народу объяснили, что подожгла та же самая контрреволюционная организация, что спалила кузнечно-прессовый цех. Только, как позже выяснилось, никакой такой организации на заводе не было. Так что, вполне возможно, пожар устроили сами же гэпэушники, чтобы показать свою значимость. Такое тоже в те годы бывало.

Интересно, что напротив «Темпа» когда-то намечалось строительство машиностроительного института, в котором должны были обучаться 3000 студентов. В 1932 г. развернулось его строительство, началось сооружение фундамента, но по каким-то причинам (скорее всего средств не хватило) стройка быстро заглохла. Так что наш соцгород, да и весь Орджоникидзевский район надолго остались без высшего учебного заведения.

И еще два примечательных здания есть на улице 22-го партсъезда.
Во-первых, — баня. Строить ее начали в 1932 г. и закончили как раз к дню пуска завода — 15 июля 1933 г. Интересно, что в архитектурном плане это здание представляет классический конструктивизм, как и ряд других сооружений в соцгороде (по данным музея Истории Уралмашзавода проектировал баню уралмашевский архитектор Иосиф Робачевский). Для того времени это был исключительно важный объект — проживающий в бараках и землянках люд не имел возможности помыться в домашних условиях. Даже в цехах в то время не было душевых. По данным В. Н. Анфимова баню изначально оборудовали котельной с тремя котлами, снятыми с парохода Федор Достоевский». Как уж это удалось строителям Уралмашзавода — остается загадкой. Но впоследствии котлы были законсервированы, а пар стали подавать с заводской ТЭЦ.

Во-вторых, это школа совсем рядом с кинотеатром. Ее построили как школу-семилетку для обитателей бараков Рабочего и Экскаваторного поселков. Примечательно, что фасад здания украсили барельефы школьницы. Их автор — скульптор проектного отдела Уралмашиностроя М. Новаковский, а натурой послужила дочь В .Н. Анфимова — Ирина. (ссылка)

P.S. По состоянию на 2018 год эта школа постепенно разрушается (ссылка).