ул. Бакинских комиссаров / Донбасская

ул. Бакинских комиссаров / Донбасская

ул. Бакинских комиссаров начинается от проспекта Космонавтов на севере и уходя на юго-запад переходит в улицу Донбасскую, которая, в свою очередь перетекает в ул. Бебеля в районе ул. Магистральной.  Однако, ул. Бебеля находится уже за пределами Уралмаша. Строго говоря, отчёт зданий, расположенных на Бакинских комиссаров начинается в районе бул. Культуры, нумерация возрастает в сторону проспекта Космонавтов. А нумерация домов Донбасской, также начинаясь от бул. Культуры возрастает в сторону Бебеля.

В отличие от других улиц соцгорода, улица Бакинских комиссаров начала формироваться только в конце тридцатых годов. По данным строителя Уралмаша В.Н. Анфимова, на плане соцгорода она появилась только в 1935 г.
С 1931 г. в лесу одиноко стояла Белая башня, построенная по проекту заводского архитектора Моисея Вениаминовича Рейшера. Она была установлена на самом высоком месте соцгорода: отметка у основания башни выше, чем отметка площади Первой пятилетки на 20 метров.
Через эту точку и решили проложить новую улицу параллельную улице Молотова (ныне 40-летия Октября), от Машиностроителей до Победы. Первоначальное ее название — проспект Коминтерна. Интересно, что на подходе к улице Победы он должен был влиться в площадь Советов, тот квартал, в котором сейчас размещается рынок «Уралмашевский». На этой площади замышлялось строительство зданий администрации Орджоникидзевского района, суда, прокуратуры, милиции и т.д. Правда, этому проекту не суждено было сбыться — районную администрацию в конце концов разместили на Эльмаше, а суд и прокуратура так и не выехали из неприспособленного к отправлению правосудия здания по улице Ильича, 2. Милиция долго размещалась в Доме техучебы (Орджоникидзе, 1), а затем в деревянном двухэтажном здании по улице Кировградской, но затем обосновалась неподалеку от заводской проходной по улице 40-летия Октября.

В конце тридцатых — начале сороковых годов по проспекту Коминтерна начали оформляться землеоотводы для строительства индивидуальных домов. Тогда же проспект разделили на две части: одна, от Победы до Белой башни, стала называться улицей Бакинских комиссаров, другая, от Белой башни до Машиностроителей — улицей Донбасской.

В середине сороковых годов улицу Бакинских комиссаров продлили до Верхотурского тракта (ныне проспект Космонавтов) и застроили индивидуальными домами. В результате появилась самая длинная улица в соцгороде — ее протяженность 2,5 км.

Кстати, для строительства индивидуальных домов Уралмашзавод выделял своим денежные ссуды, строительные материалы и транспорт. Даже рабочие-строители выделялись заводом! А в деревообрабатывающем цехе можно было заказать столярные изделия: оконные рамы, двери и прочие изделия. Позже, в конце пятидесятых, на пересечении с улицей Кировградской появился так называемый «Самстрой» — кирпичные жилые дома, построенные самими уралмашевцами с помощью завода.

Застройка улицы двух- и трехэтажными домами из шлакоблоков началась только в начале пятидесятых годов (их строили военнопленные). А в 1962 г. по центральной части улицы проложили трамвайные пути. Вначале трамваи ходили только до улицы Победы, где было разворотное кольцо, потом пути продлили до улицы Кузнецова с поворотом на Машиностроителей.

Неподалеку от Белой башни построили лыжную станцию, зимний стадион. Но самым замечательным архитектурным объектом улицы Бакинских комиссаров до сих пор несомненно является Белая башня. Она стала символом не только Уралмаша, но и всего Екатеринбурга.

Справка: Моисей Вениаминович Рейшер (1902 — 1981) работал на Уралмашинострое с 1927 г. Затем, до 1936 г., был заведующим отделом промышленного строительства Уралмашзавода. Лично им, а также в соавторстве с другими заводскими архитекторами, создано немало проектов промышленных сооружений Уралмашзавода. Но самым лучшим, несомненно, является его проект Белой башни, ставшей символом не только Уралмаша, но и Екатеринбурга.

Задумали строить водонапорную башню, казалось бы, необходимое техническое сооружение, только и всего. Однако уралмашевцы подошли к этой затее творчески: башня должна была подняться над всем соцгородом, организовать пространство. Объявили конкурс на лучший проект — победил М. В. Рейшер. И получилось нечто особенное. Как маяк, видна отовсюду, издали радовала глаз прохожего, шедшего по улице Культуры, пока ее не заслонило довольно-таки бездарное здание Дворца культуры.

На эту башню надо водить студентов и показывать ее как воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли, шедевр конструктивистской архитектуры. Эта башня символизирует в строительстве новую эру, эру железобетона, демонстрируя возможности нового строительного материала. Высота башни — 35 метров. Четыре железобетонные колонны высотой в 20 метров держат плиту, на которой установлен огромный бак для воды. Объем бака 700 куб. м. Надо сказать, что в 1931 г. это был самый большой бак в мире. Подобный бак был только в Чикаго, но и то меньше на 20 куб. м. Бак варили прямо на месте электросварщики цеха металлоконструкций. Электросварка тогда была еще совершенно новым делом. На Уралмаше в то время гремело имя энтузиаста электросварки В. Е. Волынко, вот он и был основным исполнителем этого гигантского бака. Ему помогали сварщики Урабанский, Лубенец, Шулятьев. Их работу проверили крупнейшие в то время специалисты по сварке профессора Вологдин и Вейс и поставили оценку «хорошо». Бетонные работы вела московская организация «Техбетон».

Еще в 60-е г. башня подавала воду в водопровод, но соцгород так разросся и потребление воды настолько возросло, что даже этот гигантский бак уже был не в состоянии поддерживать нужное давление. И тогда башню отключили от водопровода, а для подачи воды стали использовать другие технические средства. У М. В. Рейшера возникла мысль перестроить башню под кафе, и он даже успел создать проект реконструкции. Вполне возможно, найдется предприимчивый человек и этому эффектному проекту суждено будет осуществиться.

Поднимемся по крутой винтовой лестнице на верхнюю смотровую площадку. Бесцементный кирпич, там, где им заполняли вдоль окон стены, выкрашивается. Этот материал не оправдал надежд строителей. Подойдем к самому краю смотровой площадки, где свистит ветер… Под бетонным козырьком пустота, и этот факт несколько нервирует, опасаешься, достаточно ли прочна конструкция? Кстати, рассказывают, будто архитектор М. В. Рейшер предусматривал только две колонны, но главный инженер Уралмашиностроя В. Ф. Фидлер, не уверенный в прочности конструкции, подрисовал еще две.
Это мы сейчас знаем, проверено временем, что бетон — надежный строительный материал, а тогда, понятное дело, и верили, и опасались.

Классический случай из истории архитектуры. Есть в Соединенных Штатах знаменитый дом. Его называют Дом Над Водопадом. Когда архитектор Райт показал проект заказчику, тот со всем согласился, но приказал для надежности поставить колонны под нависающую часть здания. Когда заказчик принимал объект, он увидел колонны и сказал: «Ну вот, я же говорил!». Но, приглядевшись внимательнее, увидел, что опоры немного не доходят до бетонного козырька и нисколько его не поддерживают. Убедившись, что они не нужны, он распорядился их убрать.

Надо было преодолеть в себе психологические стереотипы, чтобы отказаться от опор, которые ничего не поддерживают. Суть творческого человека, видимо, в том и состоит: он находит в себе смелость сделать это.
С высоты башни соцгород как на ладони. Трудно представить, что когда возводилось это сооружение, вокруг стеной стоял лес.

Ю. Бриль (ссылка)

Рекомендуем вам также прочитать статью — фоторепортаж Ирины Шминке о северной части улицы Бакинских комиссаров в районе троллейбусного парка, частного сектора за ним и перекрёстка с проспектом Космонавтов! (ссылка)