Коренные жители земли башкирской

Коренные жители земли башкирской.

Люди на землях современной Башкирии уже жили много тысяч лет назад. К примеру, возраст самой ранней из обнаруженных стоянок древних людей — Урта-Тюбе, оценивается в 800-700 тысяч лет!

Русское село Петровское было основано на территории, испокон века принадлежавшей башкирским племенам.

Традиционно, башкиры вели полукочевой образ жизни и основными их занятиями были: скотоводство, земледелие, охота, пчеловодство, рыболовство.

Разные историки приводят разнящиеся датировки того, с какого момента в истории стали упоминаться племена, явившиеся прародителями современных башкир. Одни (например, советский учёный Соломон Яковлевич Лурье) говорят о V веке до нашей эры, вторые (например, уроженец Стерлитамакского уезда Ахметзаки Валиди Тоган)  о II веке уже нашей эры, а другие усматривают упоминание о башкирах в китайских хрониках VII века нашей эры.

Упоминания же, собственно башкир, приводятся, начиная с IX века целым рядом арабских учёных и путешественников. Например, Ибн Русте (903 год) писал о том, что башкиры: «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхнем течением Яика».

Когда великий хан монголов — Чингисхан направлялся со своим войском по степи на запад, на его пути встали башкиры. В течение четырнадцати лет, с 1219 по 1234 годы башкиры и монголы противостояли друг другу в беспрерывных сражениях, пока, наконец, стороны не заключили мир. По утверждению историка Льва Николаевича Гумилёва (смотри, например, «Древняя Русь и Великая степь»), заключив мир, башкиры и монголы объединились для дальнейших завоеваний. В середине XIII века башкиры, уже в составе войска хана Батыя участвовали в нападениях на земли русских княжеств.

После распада монгольской Золотой Орды, башкирская земля была в составе Казанского и Сибирского ханств и в составе Ногайской Орды.

В своей книге «Ишимбай век 20», её автор, Игнатьев Владимир Леонтьевич, пишет:

«В момент вхождения башкир в состав России на территории нынешнего Ишимбайского района проживало племя юрматы. Вот что известно об этом племени.

Этноним «юрматы» считается тождественным с древневенгерским этнонимом «доярмат», а происхождение племени – загадки истории. Одна из гипотез утверждает, что юрматынцы – это угры, то есть древние мадьяры (венгры), пришедшие с востока и севера и подвергшиеся впоследствии тюркизации. Согласно другому предположению, предки юрматынцев – тюрки. Пришли они с юго-запада из Хазарского каганата вместе с волной болгар, образовавших в VIII веке в Среднем Поволжье «Волжскую Булгарию»».

Завоевав Казань в 1552 году, русский царь Иван Грозный, обратился к башкирам, призвав их добровольно присоединиться к Руси. И башкиры согласились, оставив за собой право владения собственными землями, право на самоуправление и право на не притеснения мусульманской религии. Закрепив, таким образом, свои права, башкиры, в ответ, обязались нести военную службу в рядах Русской армии.

В книге «Башкирские шежере», (составление и перевод  Кузеева Р.Г.) так описываются события того времени:

«Когда Татигач стал бием, в девятьсот пятьдесят девятом (году), в год мыши, на второй день октября русские взяли город Казань. После этого Белый бий стал падишахом. Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, (которые) известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли (башкирские земли) и известили, год был девятьсот шестьдесят первый. И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял (с собой) три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (досл. преклонили головы) Белого бия-падишаха. Получили ярлык, (в подарок) снедь, атласные материи. Царя оповестили о том, что мы люди с тремястами домами. Земли, оставшиеся от бежавших ногайцев, нижайше попросив, взяли (себе). (Царь) пожаловал (земли)— в верховьях (реки Белой) граница Нугуш, в низовьях Кукуш, с впадающими (в эти реки) с обеих сторон речками и степями, горами и скалами. Дали обещание платить ясак куницей. После этого Белый бий-падишах мне, Татигачу, пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой».

В XVII веке московская власть начала постепенно застраивать земли башкир заставами, острогами, монастырями, чем всё больше стала вызывать недовольство башкир, выплеснувшееся в целый ряд восстаний. Восстания возникали на протяжении, практически ста лет, пока башкирское войско не приняло участие в крестьянской войне 1773-1775 годов на стороне Емельяна Пугачёва. В ходе этой войны прославился сподвижник Пугачёва — Салават Юлаев. В октябре — ноябре 1773 года башкирские и казацкие отряды взяли Стерлитамак и осадили Уфу. Однако, в итоге, государство оказалась сильнее бунтовщиков и последние были повержены. После поимки властями Емельяна Пугачёва, сила восстания пошла на убыль.

Делая выводы после крестьянской войны, императрица Екатерина II проводит целый комплекс важных государственных мероприятий. И в числе прочего, оставляется в стороне попытка закрепостить нерусское население, в том числе и башкир.

На сайте http://works.doklad.ru/view/Jczb5rEcItg.html размещён реферат «История Башкортостана» (автор не указан), в котором приводится такая информация:

«В конце XVIII века царское правительство решило упорядочить военную службу башкир. С этой целью 10 апреля 1798 года был издан правительственный указ, по которому башкиры и мишари официально объявлялись военным сословием. В связи с этим изменялась и система управления. Вместо старых волостей, сохранившихся еще от родового строя, создаются кантоны, границы которых не совпадают с границами прежних волостей…

… Нести военную службу обязаны были все здоровые мужчины от 25 до 50 лет. Но на службу являлись не все сразу, а по очереди — ежегодно один человек от 4—5 дворов.

Каждый воин должен был иметь собственное вооружение: ружье, саблю, копье и лук со стрелами, быть хорошо одетым, иметь две запасных лошади. Конечно, приобрести такое снаряжение было не под силу одному воину и его семье. Поэтому снаряжение воинов, отправляющихся на службу, проводилось путем общественной «подмоги». Освобождались от «подмоги» муллы, кантонные начальники, их помощники и юртовые старшины.

Хозяйство ушедших на службу поддерживалось всеми односельчанами…

… Башкирские воины не только охраняли юго-восточные границы России, но и принимали участие во многих походах русских армий…

… 15 сентября 1812 года 20 башкирских воинов вместе с донскими казаками на дороге между Вязьмой и Дорогобужем атаковали французский отряд и полностью его уничтожили…».

В книге «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», её автор, Асфандияров Анвар Закирович, приводит данные об особенностях быта юрматов.  Процитируем некоторые фрагменты этой книги:

«Юрматынцы были отличными мастерами по обработке дерева, кожи, шерсти, крапивы, конопли из которых изготовляли одежду, обувь, головные уборы, валяли войлоки и войлочные покрывала для юрт, делали колчаны для стрел, упряжь, сбрую, колеса, телеги, сани. Из конских волос и жил изготовляли прочные веревки и нитки. Делали много предметов из кожи. Формы изделий повторяли естественные очертания тела животных: из кожи головы делали подойник, из шеи – кадки, из ног – кумысные фляги, кожные шкуры шли на изготовления колчанов, щитов, сбруи, овечья – на пошив одежды. Немало было мастеров по обработке металлов.

В XVIIXVIII в.в. получила большое развитие торговля между юрматынскими дворами, между волостями, с пришлым населением, с казахами, с населением Сибири …

… Господствующим типом поселения были аулы. Основателями аулов на земле нынешнего Ишимбайского района являются юрматынцы и кипчаки. Нынешним деревням 200-250 лет. Сравнительно небольшой возраст юрматынских и кипчакских деревень можно объяснить тем, что в 30-х годах XVIII в. многие селения были уничтожены в ходе подавления башкирского восстания, а на их месте или рядом основаны другие, с иными названиями. Так в 1736 г. в Мишар – юрматынской волости сожжены 18 деревень с 276 дворами, в Макаровской (Кармышской) – 5 деревень с 140 дворами. На их месте возникали новые, но с иными именами.

Юрматынцы питались, в основном, мясными и молочными продуктами. Из молока делали творог, сыр, масло, сметану; из мяса – башбармак, кулламу. На зиму мясные продукты замораживали, на лето – коптили, вялили. Особенно ценился напиток, сделанный из молока кобылы – кумыс. Юрматынцы любили варить каши из пшеничной муки, печь в золе мучные лепешки, приготовлять и употреблять в пищу толкан – прокаленные и размолотые зерна, смешанные с маслом …».

В книге «Культура народов Башкортостана», автор Синенко Сергей Германович приводит описание традиционного жилища башкир:

«Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, — горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман. Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили … 

… Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной …

… Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую.  Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом».

Описание же, собственно юрты, в книге Синенко С.Г. следующее:

«Стены состояли из решеток вытянутой прямоугольной формы, связанных из узких планок. Планки крепились ремешками. Для устройства купола делали деревянный ободок с отверстиями, в которые вставляли жерди длиной около 2 м. Форму купола завершали дуги, вставленные в обод сверху. Круглый легкий деревянный каркас плотно накрывался большими кусками войлока, имеющими для этого специальный крой. Пол юрты в несколько слоёв застилался войлоком, шкурами, коврами, в зависимости от состоятельности хозяина. В центре свода делалось отверстие для освещения и выхода дыма. Житель юрты чувствовал себя органичной частью природной среды …».

Вот что пишет в книге «Истоки. Очерки по истории сел и деревень земли Юрматынской» автор Юмагузин Ф.Ф.:

«… И так, царь Алексей Михайлович (годы царствования 1645-1676) пишет уфимскому воеводе, то есть представителю царской власти в Башкирии, грамоту (государственный документ) о том, что 21 августа 7167 года «от сотворения мира» (или 1659 г. от рождества Христова) к нему пришли четверо юрматынских вождей: Татигас, Азнай, Ильсектимир и Кармыш и, на высшем уровне закрепили отношения своего племени с Московским государством. Оговаривается размер ясака, численность юрматынцев, границы их земель…

… Процесс добровольного присоединения башкирских племен к Русскому государству охватил свыше ста лет, и основные его события развернулись не в середине XVI-го века, как это принято считать ныне, а во второй половине  XVII века, в эпоху царя Алексея Михайловича… ».

Известно, что башкиры – уроженцы Стерлитамакского уезда принимали самое непосредственное участие в отечественной войне 1812 года, и некоторые даже дошли до Парижа (см. в главе об окрестных деревнях и сёлах). Вот что, об участии башкир в этой войне указано на сайте https://ru.wikipedia.org:

«… Всего в войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. участвовало 28 пятисотенных башкирских полков. Кроме того, население Южного Урала выделило для армии 4139 лошадей и 500000 рублей. Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймер, с башкирскими воинами встретился великий немецкий поэт Гёте, которому башкиры подарили лук со стрелами. Девять башкирских полков вошли в Париж. Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами». В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», «Кахым туря», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы». Имеются данные по некоторым воинам, награжденным серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812—1814 гг …».

Попавшим в сферу интересов русского государства башкирским землям было суждено принять на свои территории русское население: помещиков, крестьян, служивых людей, священников. Их на территории Башкирии, год от года будет всё больше. А позже, на башкирских землях будут возведены и металлургические предприятия.

Вот что пишет Вячеслав Иванович Бакланов в своей статье «Мятежная Башкирия и ее колониальное «укрощение» в XVIII веке», размещённой на его персональном сайте http://historick.ru/view_post.php?id=130&cat=15:

«Промышленное освоение Урала и строительство новых военных линий и крепостей привели к широкому потоку поселенцев из России на благодатные башкирские земли. Это существенно повлияло на изменение этнодемографической ситуации в крае».

Так, год за годом, эта земля постепенно переставала быть сугубо землёй для башкир. И всё большее число русских поселенцев стало считать землю Башкирии своей родной землёй.