Фабрика-кухня / клуб Сталина / ДКШ

В 1931 году появилась идея создания современной, механизированной фабрики-кухни. Началось ее проектирование и строительство. Чтобы понять масштаб сооружения, представьте себе, что горячий цех фабрики-кухни занимал площадь, которую впоследствии переоборудовали в зрительный зал на 800 мест. Фабрика имела самое современное по тем временам оборудование, сложную вентиляцию и собственную котельную.

Вторая очередь фабрики-кухни предусматривала возведение корпуса со столовой и рестораном. Оно имело плоскую кровлю, на которой в летнее время должна была расположится веранда.

Но через несколько лет такая большая фабрика-кухня оказалась не нужна. Для работников были организованы столовые прямо в цехах. Видимо,одновременно со строительством нового корпуса меняется и концепция здания в целом. Часть помещений были переданы для клубной деятельности дому инженерно-технических работников (ДИТР). Помещение горячего цеха переоборудуют в зрительный зал с киноаппаратной для демонстрации фильмов и поворотным кругом на сцене. В старом корпусе на первом этаже остается столовая, а над ней размещается общежитие для работников столовой.

Отдельный интерес представляет собой клуб жен работников ИТР. Жены ИТР были, по сути, домохозяйками, они не работали, однако самые социально активные и сознательные из них объединились в клуб. Они проверяли качество еды в столовой и условия содержания детей в садике, «легализуя» свое положение хранительниц уюта и домашнего очага и распространяя его на весь соцгород.

Еще одной привилегированной категорией рабочих на Уралмаше были иностранные специалисты (в основном немцы и австрийцы). Они жили в комфортабельных городках Свердловска или в «Дворянском гнезде» на Уралмаше. И им было необходимо свое место для общения. Для них в помещении клуба-столовой был создан клуб иностранных рабочих.

Так получилось, что некоторое время в новом каменном корпусе с рестораном существовал клуб для инженерно-технических работников,их жен и иностранных рабочих, в то время как простые работники жили своей жизнью в двух деревянных бараках.

С 1931 года культурная революция постепенно сходит «на нет». Критика,дискуссия, вопросы, индивидуальное самовыражение отодвигается на второй план. Места для разнообразия форм больше нет. Акцент ставится на прославлении успехов, готовых ответах, единой трактовке, культурно-массовых мероприятиях. Если авангардисты хотели скинуть Пушкина с корабля современности, то новая культурная политика организует большую компанию празднования 100-летия со дня его смерти великого поэта в 1937 году. В этом же году помещение клуба ИТР был передан клубу рабочих имени Сталина.

1937 год становится переломным для страны — при странных обстоятельствах умирает нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе. Из газет исчезают местные актуальные новости, все заполнено только статьями о поисках врагов и шпионов, а также о войне в Испании.

17 апреля 1937 года в газете «За тяжелое машиностроение» появляется маленькая непримечательная заметка о том, что помещение клуба ИТР передано клубу рабочих Уралмаша.

Полина Иванова

(ссылка)

Дом с четырьмя лицами

Здесь можно снимать кино, причем сразу во многих жанрах: здание бывшего ДК УЗТМ зависло во времени на пути из прошлого в будущее. Мы приглашаем читателей на виртуальную экскурсию по этому фантастическому дому-порталу.
Здание по адресу бульвар Культуры,3 / улица Красных партизан,9 в 30-е годы XX века спроектировали уральский архитектор Валерий Парамонов и выпускник немецкой архитектурной школы«Баухауз» Бела Шефлер. Фабрику-кухню Уралмашзавода построили в 1935 году,впоследствии ее использовали как Дом Культуры. В минувшем октябре зданию придали статус объекта культурного наследия,а немногим ранее сюда въехала Екатеринбургская академия современного искусства.
История образца уникального архитектурного направления Баухауз насчитывает 80 лет, но она не менее драматична, чем история самого СССР, который успел пройти полный цикл от рождения до смерти еще быстрее, за 70 лет. Мы пришли в бывший ДК с фотоаппаратом, чтобы сделать «слепок» дома,и обнаружили сразу четыре культурных пласта: советский,современный, религиозный и… просто мертвый. Сложно поверить, что все эти снимки сделаны в одном месте (и это не киностудия). Поэтому на фотографиях помечены части здания, где они были сделаны. Итак, вперед!
Красному бархату, закрывающему гардероб, — не менее 30 лет. В восточной части здания сохранились атмосфера и атрибутика советского Дома культуры, где дети приобщались к хоровому пению, моделированию, хореографии и другим традиционным занятиям  подрастающего поколения.
Здесь теплится жизнь: проходят собрания, работают кружки, слабо тлеют искры народного творчества.
Одна из ценностей советского наследия — замечательная мозаика из кусочков мрамора в перилах широкой лестницы. Каждый рисунок уникален и не повторяет другой. Не менее внушительные, чем перила, люстры висят в каждом зале, в каждом холле.
Интерьер зала не менялся десятилетиями: все те же портьеры,барельефы с профилями великих деятелей искусства… Вот только потолок осовременили.
Гигантские полотна в духе соцреализма украшают стены около центральной лестницы. Окно занавешено: видимо, от него мало что осталось. Масштаб этих картин впечатляет.
Здесь прошлое столкнулось с настоящим: на втором этаже упираемся в свежую кирпичную стену,за которой — совсем другая жизнь. За ней,в дебрях Уралмаша,в бывшем Доме советской Культурырасцветает Современное Искусство. И…
Вся власть современному искусству
Екатеринбургской академии современного искусства передали бывший ДК пару лет назад. Пока удалось отремонтировать только западное крыло,средства выделила администрация Екатеринбурга. И вдруг старый дом наполнился » модной» молодежью,выставками актуальных фотографий,полками для буккроссинга и т.д.
В ЕАСИ — отдельный вход, но пройти можно и через старый ДК. Даже внешние стены здесь выглядят гораздо лучше.
На первом этаже — выставка тагильских подносов с изречениями известных людей.

«Мы не можем стать тем,кем не являемся. Мы часть другой культуры — бразильской,и не можем стать скандинавами или немцами: наша школа — мастерская ремесленника,а не Баухауз»— дизайнер Фернандо Кампана, журнал Tatlin.

Одно из несомненных достоинств бывшего ДК — просторные помещения.

Еще одна особенность Баухауза как стиля — широкие атриумы,особенно характерные для лестничных пролетов. Следуя первой заповеди имя которой — функциональность, архитектор позаботился о естественном освещении.

Вся власть… церкви?

Трудно поверить, но это — то же самое здание, только с другой стороны. В начале 2000-х на Уралмаше построили первую церковь, а вскоре она распространилась и на стоящий поблизости запущенный ДК, освоив его часть и превратив ее в Центр духовной культуры. Пожалуй, архитектор Бела Шефлер был бы весьма удивлен, увидев на своем творении во славу социалистических идеалов — позолоченный купол и ангелочка из алюминия.

Вся власть времени
В 2008 году бывшая Фабрика-кухня горела. Пламя полностью уничтожило центральную часть здания, которую с тех пор и не пытались восстановить — настолько колоссальных затрат это требует.
С одной стороны к обугленной части ДК не подойти. Зато с другой мы рассмотрим руины во всей красе. Теперь здесь хозяйничает только небо.
Еще можно угадать прихотливую форму оконных рам.
Кажется,здесь смерть победила. Однако…
Будущее
Екатеринбургская академия современного искусства,которая отремонтировала одну часть старого ДКсобирается привести в порядок и все остальное. Планы вуза на здание — поистине масштабны: похоже,ЕАСИ собирается не просто расшириться,но создать новую смыслообразующую константу на Уралмаше,на наших глазах мутирующем из индустриального «спальника» в полноценный субъект городской культуры.

«Сегодня историю бывшего ДК УЗТМ необходимо рассматривать как проекцию судьбы всего района Уралмаш. Конвертация символов его индустриального прошлого в новую городскую мифологию позволит заново осмыслить значение соцгорода, его уникальную локальную специфику, связь индустриальных пространств и идентичности горожанина. Сохранение конструктивистского наследия и новое проговаривание идеологии этого архитектурного стиля, восстановление быта творцов индустриального прорыва, осмысление символического наследия этой эпохи, выработку новых форм его репрезентации стоит осуществлять в тесной привязке к культурно-символическому капиталу ДК»

— комментарий к проекту.

Индустриальную проблематику наследия конструктивизма ЕАСИ планирует положить в основу выставок, которые будут проходить в ДК. Также здесь могут разместиться музеи науки и техники; свердловского быта; уральского конструктивизма. На базе культурно-образовательного комплекса в будущем появятся архивный и исследовательский центры. Одной из целей культурно-образовательного комплекса ЕАСИ называет интеграцию творческих проектов на территории микрорайона,интенсификацию внутренней культурной жизни Уралмаша.
По плану реконструкция должна завершиться в 2025 году. Вопрос, как водится, в деньгах: останется ли конструктивизм по-прежнему интересен властям, покажет время.
Ая Шафран