Растерявший свое былое великолепие,«Мадрид» стоит в сердце Уралмаша, как памятник самому себе в былые годы. Гордое имя испанской столицы носит ныне пустующая гостиница,памятник всероссийского значения,построенный в уникальном стиле обогащенного конструктивизма в 30-е годы XX века. Руку к проекту приложили звезды сталинской архитектуры Моисей Рейшер и Петр Оранский.
Свое имя уралмашевская гостиница получила благодаря гражданской войне в Испании: уральцы думали,что в новом здании можно будет при необходимости поселить эвакуированных борцов за свободу,однако этого не случилось. Сколько-то гостиница прослужила как женское общежитие,в годы Великой Отечественной войны превратилась в госпиталь,а затем ей вернули функцию жилья. В девяностые гостиницу сдавали под бизнес бесконечным коммерсантам, которые, не сильно заботясь о сохранении исторического наследия, переделывали интерьеры «Мадрида» в своем вкусе. В 2012 году отсюда съехал последний арендатор, и гостиницу законсервировали.
Но вот на днях«Мадрид» прошел государственную экспертизу,результаты которой отправили в федеральное Агентство по управлению и использованию памятников культуры. Оттуда бумаги вскоре попадут в Минкульт. Это означает, что в ближайшее время«Мадрид» можно будет выставить на аукцион: застройщики смогут побороться за право взять его в аренду на 49 год. Если, конечно, найдутся желающие.
По этому поводу уралмашевское сообщество в сотрудничестве с властями Орджоникидзевского района решило обдумать дальнейшую судьбу «Мадрида». В старый ДК «Уралмаш» (нынче там размещаются Центр культуры «Орджоникидзевский» и Екатеринбургская академия современного искусства) пришли официальные защитники памятников,архитекторы,историки и,самое главное,представители потенциальных инвесторов.
Но даже после столь вдохновляющей речи главы района девелоперы в ладоши не захлопали. Скепсиса им добавило выступление представителей регионального Агентства по охране памятников и свердловского Управления госохраны объектов культурного наследия. Они внесли в вопрос ясность,рассказав о нелегких условиях,с которыми придется столкнуться инвестору.
Одни только работы по реконструкции приблизительно оцениваются в 800 000 рублей, причем без учета цены проектирования. Компании-инвестору придется для начала разработать эскизный проект и внести залог — 30% от всей стоимости проекта. На разработку проекта восстановления памятника и его госэкспертизу дается всего два года,а потом — семь лет на проведение работ. Использовать гостиницу в коммерческих целях можно будет только по окончанию всех работ на объекте. Кроме того,у«Мадрида» определен объект охраны(это пространственный объем здания и вся планировка, кроме первого этажа), но нет утвержденных зон охраны,а это значит,что инвестору придется заказывать и их подготовку. Нет ясности,что можно строить около гостиницы и есть ли такая возможность вообще. Также присутствующие дали понять,что столь знаковому объекту,как«Мадрид», должно найтись не только коммерческое применение.
Как можно будет использовать«Мадрид» после реконструкции? Общественники настаивают на его социальной функции. Например,руководитель культурных программ ГЦСИ Екатеринбурга Дмитрий Москвин заранее опубликовал в соцсетях свой манифест: в будущем он видит гостиницу как точку сборки уралмашевской идентичности. Например,здесь можно открыть информационно-туристический центр с апартаментами для туристов,музей индустриальной эпохи и музей истории эвакуации.
Культурологический раж не особенно впечатлил присутствующих представителей застройщиков: гендиректор компании PRINZIP Геннадий Черных отметил,что предложение не внушает ему„жуткого оптимизма“. И хотя проект показался ему интересным, условия работы с„Мадридом“ вызывают у него большие сомнения. Очевидно,что в реконструкцию здания придется вложить миллионы,при этом девелопер получит его не в собственность,а лишь в аренду на 49 лет.
Убийственные доводы застройщиков,которые,казалось бы, подписали„Мадриду“ приговор,было нелегко перевесить. И все же веру в успешность уралмашевской гостиницы как коммерческого проекта удалось внушить главному архитектору города,который заметил: бессмысленные квадратные метры сейчас стоят недорого,другое дело — знаковый объект с историей.„Сейчас спрос на идентичность,многие пытаются выдумывать ее из ничего,создавать псевдоконтекст, когда настоящий уничтожен. Я выступаю за интегральное измерение — капитализацию через идентичность“.
Неожиданно к мнению Тимура Абдуллаева присоединилась и руководитель управляющей компании„Атомстройкомплекс“ Алена Архипова,которую не испугали обещанные сложности с памятником.«Я занимаюсь управлением комплексами апартаментов в Екатеринбурге и могу сказать,что мы наблюдаем стабильный спрос на их долгосрочную аренду. Кроме того,во время„Ночи музеев“ мы заметили спрос на историзм. Я вижу здесь возможность создания музейной зоны, которая будет интересна иностранным туристам,апартаменты на 2 и 3 уровнях здания,залы-трансформеры,возможно,что-то еще».
С этой речью опекуны«Мадрида» увидели свет в конце тоннеля, яркости которому добавили слова замглавы екатеринбургского ГЦСИ Анны Пьянковой о том,что именно в уралмашевской гостинице,скорее всего, пройдет следующая Уральская индустриальная биеннале 2017 года. Историк Сергей Каменский,занимающийся популяризацией соцгорода Уралмаш и недавно назначенный директором Музея истории Екатеринбурга, также заострил внимание собравшихся на мощной идентичности района,способной окупить даже такой затратный проект,как оживление«Мадрида».
Хотя будущее легендарной гостиницы писано вилами по воде, поборники уралмашевского процветания уже строят смелые планы на будущее, намекая,что следующим проектом ревитализации станет здание,известное как«старый ДК» — бывшая фабрика-кухня,приютившая теперь ЕГАСИ и ЦК«Орджоникидзевский».