“Верёвочка» / шоссе УЗТМ / проспект Космонавтов
Проспект Космонавтов является западной границей Уралмаша, очерчивая его от южных рубежей завода УЗТМ до пересечения с ул. Бакинских комиссаров и идущий дальше, в сторону Верхней Пышмы.
Основная транспортная магистраль, связывающая соцгород с центром города, — проспект Космонавтов. Эта дорога с начала 30-х г. и до космических полетов называлась просто и точно — шоссе УЗТМ. А еще раньше здесь была просто дорога в лесу, и называли ее Верхотурским трактом. Строители Уралмаша застали по его обочинам могилы с покосившимися крестами — там лежали колодники, умершие по дороге на каторгу в Сибирь, и другие путники.
Эту дорогу в первые годы строительства называли веревочкой, вроде единственное, что связывало город с Уралмашиностроем. Сначала по ней ходили пешком. Когда построили шоссе, добирались на работу либо на попутной лошади, либо в кузове полуторки, набившись как сельди в бочке. Наконец в 1931 г. был пущен трамвай, шесть вагонов. Маршрут Свердловск — Уралмашинострой. Сейчас транспортная магистраль расширена потоком машин, и уже несколько лет работает метро. За 13 минут электропоезд домчит вас от площади 1905 года до Уралмаша.
…Тогда же появилась знаменитая “веревочка”, на которой балансировал и шатался и не падал весь Уралмашинострой.
“Веревочка” заменяла собой шоссе от Свердловска до места, где строили цех. “Веревочка” начиналась простой пегой лошадью. Лошадь протаптывала сугробы и, чтобы умять их, тащила за собой санки. За санями шли гуськом люди — землекопы, каменщики, арматурщики, инженеры, мотористы, секретарши и бухгалтеры, строившие цех.
…К вечеру лошадь с санями поворачивалась в обратную сторону, и опять те же люди черным пунктиром плелись назад: спать, жить, есть, населять город.
Это явление, объяснявшееся тем, что возле цеха не было жизни, а в поле стояли сугробы, и было прозвано “веревочкой”.
В этой “веревочке” ходил и начинал седеть Банников, начальник строительства.
Вместе с тысячами других людей, шедших по “веревочке”, он помогал комбинату выбиться в жизнь. (ссылка)
Дорогу вдоль просеки, по данным ветерана, участника строительства завода Виктора Николаевича Анфимова, строили 11 месяцев. Что, впрочем, и не удивительно, так как все работы производились вручную. Даже щебенка дробилась по обочинам дороги вручную из булыжников. Эту работу производили деревенские бабы, которых называли “камнебойками”. (ссылка)