Моисей Вениаминович Рейшер (1902–1980). Моисей Рейшер – известный уральский зодчий, создавший архитектурный образ башни, приехал в Свердловск на строительство «Уралмашзавода» из сибирского города Томска, после окончания Технологического института. Архитектурная кафедра института была одним из провинциальных российских центров популяризации нового архитектурного стиля, известного как конструктивизм.
Выпускники этого института, направленные на строительство УЗТМ, образовали уральскую ячейку архитектурного авангарда в Свердловске и сотрудничали с идеологами конструктивизма в Москве.
Творческая обстановка бурной архитектурной жизни, строительство завода-гиганта определили выбор молодого инженера-строителя.
Судя по теме дипломного проекта, Рейшер обнаруживал склонность к проектированию общественных зданий.
Но заводу срочно требовалось проектирование и возведение производственных корпусов. Рейшер возглавил группу проектировщиков, обеспечивающих рабочими чертежами строительство основных производственных цехов: чугуно- и сталелитейного, термического, кузнечно-прессового, ремонтно-механического и других объектов производственного комплекса (складов, сушилок, сооружений водоснабжения).
После завершения основного строительства и официального пуска завода в 1928 году в творчестве мастера появляются и гражданские здания: жилой дом с универмагом, спортивный павильон, реконструкция торгового корпуса в соцгороде Уралмаш, реконструкция фасадов жилых домов (1936 год), гостиницы «Большой Урал» (1938 год) в центре Свердловска.
Девять лет зодчий проектировал только для строительства завода и соцгорода Уралмаш (за что в 1932 году был награжден значком ударника).
С 1937 по 1962 годы М. Рейшер работал в архитектурно-планировочной мастерской Свердловска (Екатеринбурга) под руководством главного архитектора города С. Домбровского. Архитектурные произведения мастера этого периода большей частью находятся в историческом центре Екатеринбурга и являются памятниками архитектуры.
В конце 1930–1940-х и 1950-х годах зодчий работал в манере освоения классического наследия, используя варианты стилизации классицистических композиций в проектах строительства и реконструкции зданий. В это время выполнена реконструкция с использованием классицистических композиций педагогического колледжа по ул. К. Маркса, д. 5; Уральской государственной консерватории; здания Горсовета (современной мэрии), завершенного строительством в 1954 году.
По его проектам построены жилые здания и комплексы в стиле советской неоклассики, украшающие улицы современного Екатеринбурга. Такие как жилой комплекс по Верх-Исетскому бульвару, д. 18 и д. 20, с запоминающимися богато декорированными угловыми акцентами и магазинами; пятиэтажные дома по ул. Свердлова, д. 11 и д. 58, элементы градостроительного ансамбля 1950-х годов; жилой дом по ул. Луначарского, д. 185; студенческие общежития по проспекту Ленина, д. 54 и д. 91; жилой дом по ул. Малышева, д. 23 на пересечении с ул. Хохрякова.
Одним из самых значительных произведений в его творчестве был больничный комплекс городской больницы № 23 на Эльмаше по ул. Старых Большевиков, д. 9, разработанный совместно с архитектором И. Юговым.
Большое внимание мастер уделял малым архитектурным формам. По его проектам в 1947 году были сооружены монументы героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на Широкой речке и памяти павших на заводской площади УЗТМ, осуществлялась реконструкция дендрологического парка по ул. Первомайской.
Заметной страницей в творчестве мастера было проектирование послевоенной малоэтажной застройки, в частности, коттеджей для преподавателей консерватории по ул. Большакова, д. 80–86, с деревянной резьбой в убранстве фасадов.
М. Рейшер был замечательным педагогом. В течение ряда лет он вел архитектурное проектирование в архитектурном и строительном техникумах.
Был активным членом Союза архитекторов СССР. В 1945 году награжден медалью «За доблестный труд».
Вся творческая жизнь мастера связана с городом Свердловском (Екатеринбургом).
автор — Людмила Токменинова («Водонапорная башня УЗТМ») (ссылка)