В 1931 году появилась идея создания современной, механизированной фабрики-кухни. Началось ее проектирование и строительство. Чтобы понять масштаб сооружения, представьте себе, что горячий цех фабрики-кухни занимал площадь, которую впоследствии переоборудовали в зрительный зал на 800 мест. Фабрика имела самое современное по тем временам оборудование, сложную вентиляцию и собственную котельную.
Вторая очередь фабрики-кухни предусматривала возведение корпуса со столовой и рестораном. Оно имело плоскую кровлю, на которой в летнее время должна была расположится веранда.
Но через несколько лет такая большая фабрика-кухня оказалась не нужна. Для работников были организованы столовые прямо в цехах. Видимо,одновременно со строительством нового корпуса меняется и концепция здания в целом. Часть помещений были переданы для клубной деятельности дому инженерно-технических работников (ДИТР). Помещение горячего цеха переоборудуют в зрительный зал с киноаппаратной для демонстрации фильмов и поворотным кругом на сцене. В старом корпусе на первом этаже остается столовая, а над ней размещается общежитие для работников столовой.
Отдельный интерес представляет собой клуб жен работников ИТР. Жены ИТР были, по сути, домохозяйками, они не работали, однако самые социально активные и сознательные из них объединились в клуб. Они проверяли качество еды в столовой и условия содержания детей в садике, «легализуя» свое положение хранительниц уюта и домашнего очага и распространяя его на весь соцгород.
Еще одной привилегированной категорией рабочих на Уралмаше были иностранные специалисты (в основном немцы и австрийцы). Они жили в комфортабельных городках Свердловска или в «Дворянском гнезде» на Уралмаше. И им было необходимо свое место для общения. Для них в помещении клуба-столовой был создан клуб иностранных рабочих.
Так получилось, что некоторое время в новом каменном корпусе с рестораном существовал клуб для инженерно-технических работников,их жен и иностранных рабочих, в то время как простые работники жили своей жизнью в двух деревянных бараках.
С 1931 года культурная революция постепенно сходит «на нет». Критика,дискуссия, вопросы, индивидуальное самовыражение отодвигается на второй план. Места для разнообразия форм больше нет. Акцент ставится на прославлении успехов, готовых ответах, единой трактовке, культурно-массовых мероприятиях. Если авангардисты хотели скинуть Пушкина с корабля современности, то новая культурная политика организует большую компанию празднования 100-летия со дня его смерти великого поэта в 1937 году. В этом же году помещение клуба ИТР был передан клубу рабочих имени Сталина.
1937 год становится переломным для страны — при странных обстоятельствах умирает нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе. Из газет исчезают местные актуальные новости, все заполнено только статьями о поисках врагов и шпионов, а также о войне в Испании.
17 апреля 1937 года в газете «За тяжелое машиностроение» появляется маленькая непримечательная заметка о том, что помещение клуба ИТР передано клубу рабочих Уралмаша.
Полина Иванова
(ссылка)
Дом с четырьмя лицами
«Мы не можем стать тем,кем не являемся. Мы часть другой культуры — бразильской,и не можем стать скандинавами или немцами: наша школа — мастерская ремесленника,а не Баухауз»— дизайнер Фернандо Кампана, журнал Tatlin.
Одно из несомненных достоинств бывшего ДК — просторные помещения.
Еще одна особенность Баухауза как стиля — широкие атриумы,особенно характерные для лестничных пролетов. Следуя первой заповеди имя которой — функциональность, архитектор позаботился о естественном освещении.
Вся власть… церкви?
Трудно поверить, но это — то же самое здание, только с другой стороны. В начале 2000-х на Уралмаше построили первую церковь, а вскоре она распространилась и на стоящий поблизости запущенный ДК, освоив его часть и превратив ее в Центр духовной культуры. Пожалуй, архитектор Бела Шефлер был бы весьма удивлен, увидев на своем творении во славу социалистических идеалов — позолоченный купол и ангелочка из алюминия.
«Сегодня историю бывшего ДК УЗТМ необходимо рассматривать как проекцию судьбы всего района Уралмаш. Конвертация символов его индустриального прошлого в новую городскую мифологию позволит заново осмыслить значение соцгорода, его уникальную локальную специфику, связь индустриальных пространств и идентичности горожанина. Сохранение конструктивистского наследия и новое проговаривание идеологии этого архитектурного стиля, восстановление быта творцов индустриального прорыва, осмысление символического наследия этой эпохи, выработку новых форм его репрезентации стоит осуществлять в тесной привязке к культурно-символическому капиталу ДК»
— комментарий к проекту.