Жизнь в новой России.
В предыдущих главах мы показали Вам, уважаемые читатели, как село прошло через разные периоды истории нашей страны.
Прежде, чем приступить к рассказу о жизни села в наше время, мы приведём историю ещё одной петровской семьи, которая так же, как и само село прошла через периоды царской России, Советского государства, с его колхозами, репрессиями, Великой Отечественной Войной и послевоенным периодом. Речь пойдёт о семье, берущей своё начало от Жиляева Кузьмы Константиновича, родившегося в Петровском в 1887 году. А в роли рассказчицы этой истории выступила Кочурова (Рогожникова) Татьяна Александровна, приходящаяся женой внуку Кузьмы Константиновича – Сергею Германовичу Кочурову. Вот её рассказ:
«Когда Кузьме Константиновичу было три месяца, он остался сиротой. Его взял на воспитание приказчик. Когда Кузьма был в подростковом возрасте, приказчик приметил, что он смышлёный, бережливый, имеет тягу к науке. Выучил тогда приказчик Кузьму за счёт своего хозяйства.
Но, а затем он ему дал землю в стороне Бердышлы, которая находится по правую сторону от выезда с Петровска в Ишимбай. Так же дал ему тёлку стеленую, свинью суппортную, овец, курей для начинания самостоятельной жизни, дал ему домик, а затем сказал: «Женись!».
Тут Кузьма присмотрел себе невесту Анну, дочь смотрителя. Семья Анны была зажиточная, её старшая сестра имела в Стерлитамаке свой салон, была модистка. Анна любила много читать, самостоятельно выучила пять языков, свободно владела ими. Языки эти — арабский, французский, польский, немецкий, башкирский. Была до замужества гувернанткой у помещиков, обучала детей грамоте. Вот и приметил Кузьма Анну невестой, хотя по складу характера были разными — он работяга, а она любила читать. Но прожили они в любви и в согласии. Родились у них два сына: Михаил и Александр.
В начале 1928 году Кузьма Константинович был личником, а затем работал кассиром колхоза имени Ворошилова. По рассказам узнаем, что Кузьма Константинович в 1937 году был обвинён как враг народа. Он был против раздачи земли, говорил, что кто имеет землю и скотину, он знает и умеет за ними ухаживать, он будет и дальше работать, и любить своё дело, а кто был бездельником, тот всегда им и останется. И Кузьму забрали в Тора-тау…
Старшему сыну Кузьмы — Михаилу, было тяжело учиться в московской военной академии, и он решил прекратить учёбу. Но деканат переубедил, его, сказав, что сын не в ответе за отца. В Москве сделали разбор, и пришёл ответ «освободить Жиляева К.К.». Однако письмо пролежало два месяца под сукном у начальника зоны, и в течение этого времени Кузьма Константинович скончался от простуды.
Михаил Кузьмич отучился в московской академии. Он принимал участие в Великой Отечественной Войне на линии обороны Москвы. У Михаила была дочь, умерла. А у дочери родился сын, сейчас живет в Москве.
Александр Кузьмич, 1919 г.р. — второй сын Кузьмы (учился в одном классе с Тимониным Фёдором Владимировичем в селе Петровском). Закончил Стерлитамакский техникум на проектировщика (архитектора), и затем отучился два года в Уфе, защищал проект по баням. Его сооружения стоят до сих пор при въезде в Уфу, около Башпотребсоюза. Александр участвовал в ВОВ.
Дочери Кузьмы Константиновича: Тоня, Рая, Нюра, Лида. Нюра — Анна Кузьминична (по мужу Преснова) была Заслуженной учительницей РФССР, со стажем работы сорок шесть лет. Вначале, она преподавала в Петровской, а затем в Тимашевской школах».
Целый век охватила эта история семьи Жиляевых! А мы с Вами приблизились в нашей книге к девяностым годам двадцатого века.
С 1991 года началась история Российской Федерации, как самостоятельного государства.
В 1992 году прекращены полномочия исполнительного комитета Петровского сельского совета. Утверждена структура администрации Петровского сельсовета.
По итогам 1997-го сельскохозяйственного года село Петровское имело: крупно — рогатого скота — 576 голов, в том числе, коров – 200; свиней — 312, в том числе, свиноматок – 60; лошадей – 50; пчёл -125 ульев.
В конце 1990-х годов ситуация с выплатой заработной платы стала достаточно тяжёлой. Люди месяцами (а бывало, что и более года) не получали зарплату. Были задержки до трёх месяцев и с выплатой пенсий. По этой причине сформировался такой механизм, при котором продукты (а позже и лекарства) отпускались пенсионерам «под запись». Для этого пенсионер предоставлял в магазине (государственном, либо частном) своё пенсионное удостоверение, в котором был указан размер его пенсии. А продавец записывал сумму, на которую товар был отпущен, в специальный бланк. Пенсионер заверял эту запись своей подписью. Далее, представители торговых организаций ехали в пенсионные учреждения, где сводили дебет с кредитом. Благодаря пенсионерам, семьи хоть как-то держались «на плаву».
На предприятиях того периода, ввиду невозможности платить рабочим заработную плату, рассчитывались с сотрудниками товаром, который сами же и производили на своих предприятиях. Так и было в стране, что сотрудники цементного завода продавали мешки цемента вдоль дороги, сотрудники стекольного завода предлагали по железнодорожным вагонам посуду, а сотрудники автомобильного предприятия получали зарплаты автомобилями «Ока» собственного же производства. Денег в обороте было не так и много.
В январе 2003 года утверждена структура администрации муниципального образования Петровский сельсовет.
В июне 2005 года сельсовет получил название «сельское поселение Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан».
В декабре 2008 года в состав администрации сельского поселения Петровский сельсовет, путём слияния, вошла администрация сельского поселения Васильевский сельсовет. В настоящее время администрация располагается в селе Петровское, на улице Ленина, дом 23.
В 2010 году общая численность населения Перовского сельсовета составила 5671 человек. Национальный состав: русские, башкиры, татары, чуваши, узбеки, таджики, немцы.
Территория сельского поселения Петровский сельсовет занимает 20,473 тысяч гектаров. В состав сельского поселения входят: село Петровское (административный центр), деревня Алмалы, деревня Арметрахимово, деревня Бердышла, деревня Васильевка, деревня Гумерово, деревня Ишимово, деревня Калмаково, деревня Павловка, хутор Солёный, деревня Тимашевка.
В старину, обязательным условием выбора места под населённый пункт было наличие в непосредственной близости надёжного источника чистой воды. Для Петровского таким естественным источником стала река Шига, проходящая через всё село. И безусловно, что помимо этой реки, были повсюду ещё и колодцы, из которых брали сельчане воду в прошлые времена. Колодцы были разными по своему устройству. Одни из них были обложены камнями (по улице Юловке). Также существовал барский колодец, края которого были залиты бетоном. Он существует и по сей день на окраине села, на задворках огорода улицы Почтовой, там, где стояла каменная усадьба помещика Киндякова. Этот колодец и сейчас существует, но выровнен с землёй и затянут травой. Его можно увидеть, если внимательно поискать севернее искусственного пруда, поросшего камышом, о котором мы упоминали в восьмой главе. Когда-то существовал широкий проулок, между домами Тимонина Владимира Фёдоровича и Шариповой (Сайфутдиновой) Фариды Фазрахмановны. Этот проулок и выводил на колодец, а также по нему можно было выйти напрямую в лес. В 1990-е годы проулок загородили. На самой улице Почтовой тоже долгое время стояли несколько колодцев. Расположенный возле школы колодец прекратил своё существование каких-то лет пять назад.
Причиной закрытия колодцев послужили смываемые с полей химикаты, которые вместе с грунтовой водой попадали в колодцы. Экспертиза показала тогда, что загрязнение колодезной воды превышает норму, и поступила команда засыпать все колодцы. Единственный колодец, сохранённый на окраине села находится по улице Трудовой. Жители этой улицы не просто не дали засыпать его, но и обновили сруб колодца. При поломке водокачки, при выходе из строя насоса (что не является редкостью), народ съезжается за водой к этому колодцу, проговаривая слова благодарности, что существует хоть этот колодец, и если бы не он, то приходилось бы ездить на «майский колодец».
Настоящее всегда основывается на прошлом. Что касается населённых пунктов, то их прошлое наиболее отчётливо заметно, пожалуй, в архитектуре: здания, улицы, старые руины, примечательные места. Здорово знать историю тех мест, где мы живём! А чтобы эту историю узнать, нужно послушать рассказы тех, кто что-то запомнил из своего собственного детства, а что-то запомнил из рассказов людей старшего поколения.
Если мы дадим волю нашему воображению и представим себе улицы и постройки Петровского, то сможем совершить воображаемую экскурсию по селу. А увидеть эти здания и вспомнить их историю, нам, в качестве гида, поможет Рахматуллова Альфия Фатиховна. Вот что ей известно:
«Само имение помещика Киндякова было разрушено. Стояло оно почти у леса, на краю села, и было построено из плитняка. То место можно определить по остаткам развалин и валяющихся кирпичей. Также, к этому месту стекала вода по деревянным лоткам с родника, который находился в лесу не далеко от опушки.
В том здании, которое стоит до сих пор, и которое принимают за дом помещика Киндякова, на самом деле, жили служащие помещика и от этого дома тянулись длиннющие постройки конюшни. В дальнейшем же этот дом был отдан в ведение НКВД.
Рядом с этим домом стояло здание помещика Бореля, но на самом деле, в нём, также жили лишь служащие Бореля. В последующем, в советское время и по 1993 год здание было отдано для размещения в нём отделения милиции. Валерий Иванович Могильников рассказывал мне, что от дома Борелей и до самого оврага разрасталась сирень, а внизу, ближе к бывшему Челмаевскому дому, на бугре выбивал природный фонтан. Зрелище было красивое, и он со школьными друзьями ходил любоваться на этот вид!
Все постройки, принадлежащие смотрящим, приказчикам, служащим — резко отличались размерами от домов крестьян. Эти здания были высоко приподняты вверх, и их фундамент собирался из известнякового плитняка. Брёвна были осиновые, так как в этих местах преобладала, в большинстве своём, осина.
Например, возьмём дома трёх братьев Левашовых. Дома были выложены из местного известнякового плитняка. Стояли эти три дома по улице Озёрки (Кооперативной). Называли их двух этажными, так как на нижнем их уровне были расположены подвалы с окнами. Во время раскулачивания, братья оставили своё имущество и уехали. Эти дома стояли рядом с артелью «Красная Заря». До нашего времени, из трёх домов сохранился лишь один, в котором сейчас расположен офис компании «Госстрах». После оставления его братьями, здание занимал сельсовет. В нём, Сладкова Екатерина, в 1949 году расписывалась со своим мужем. Затем, уже в 1970 годах сельсовет был перемещён через дорогу. В 1973 году сельсовет переехал на улицу Ленина, где и стоит до сих пор.
Во время раскулачивания сельчан, во всех больших домах размещалось какое-либо хозяйство.
Все эти дома — в моей памяти, с моего раннего детства. Мои воспоминания вырисовывают их. Я хорошо помню, где они стояли, и что там было. Могу описывать с 1964 года. Хоть я была маленькая, но помню здание кирпичного завода, сама в нём жила, и бегала вокруг здания со своим братом. В 1965 году его разобрали, но мы в детстве ещё бегали по оставшемуся фундаменту.
Посередине улицы Юловки (Береговой) стоял колхоз «Новая Заря» с большими складами. Тут же, через речку, по улице Тёпловки (Первомайская) располагался другой колхоз — «Путь Ленина», где председателем был Перевиденцев. Это подтверждает и Александр Михайлович Цыбин. Колхоз «Путь Ленина» был размещён в деревянном здании, по правую сторону проулка. Сейчас этого здания нет, но насколько я помню, в нём жило несколько семей.
Вернёмся к дому служащих помещика Киндякова. В 1968 году этот дом горел, а до пожара он был в виде буквы «Г». Дом заново собрали из оставшихся брёвен и построили удлинённым, на два хозяина. Сейчас одной половины нет, а на том месте, где подвал, стоит заново отстроенный дом.
Здание почты сохранено до сих пор, в нём живут две семьи — Курбановы и Пестряевы.
Почтовая улица была большая, сейчас её разделили на несколько улиц, к ней же относилась и улица, ставшая ныне Школьной.
Начнём с углового дома у дороги, бывший роддом. Помещение деревянное, очень старое и на своём веку повидало многое. До 1966 года в нём размещался роддом, хотя в Петровском в тот период существовал второй роддом, в больничном городке. После роддома, в нём долгое время была амбулатория, а затем и зубная поликлиника. В 1980-х годах после ремонта здесь открыли детский садик. Ну, а в последующем, его отдали под жильё, в котором люди живут и по сегодняшний день.
От роддома вниз и в правую сторону стояло старое объединённое правление колхоза, а в левую сторону и также, вниз — хозяйство МСО, которое занималось благоустройством села, до образования ПУЖКХ (коммунхоза).
Следующий двор (по другую сторону роддома, в направлении школы) относился к пункту санпинстанции. Здание той санпинстанции, в 1970 году отдали семье Ревуновых с хутора Солёный, так как половина хутора, где они жили, сгорела.
Теперь об улице Озёрки (Кооперативная). На этой улице стояли большей частью предприятия различных кустарных производств. А основное место здесь занимал рынок, названный сельчанами «базар». И поэтому, это место имело название «центр». Центром его называют и сейчас. Во все прежние времена народ выходил потолкаться на базар: с кем-то повстречаться, узнать все новости, показаться самому, ну и, конечно что-нибудь продать. Это происходило каждое воскресенье. Но в последнее время традиция посещать базар стала исчезать. Народ приобретает машины, и всё больше ездит на оптовые базы, а пожилых людей, помнящих былые времена, остаётся всё меньше. Но ведь, если вспомнить, именно на базаре проходил сход людей для срочных выступлений.
В самом начале улицы Озёрки была пимокатня — это здание, на которое замыкались на перекрёстке все улицы. Далее, со стороны, где расположена сейчас мечеть, в 1930 году стоял дом Цыбина Василия Егоровича. Тут же, в десяти метрах было швейное училище и следующее за ним здание — мастерская для шитья. А уже в 1970-х годах, чуть дальше, построили кирпичное двух этажное здание Дом быта, где открылась швейная мастерская по пошиву одежды.
Артель «Красная Заря» — кустарное производство, которое охватывало своим правлением все артели окружающих деревень.
К артелям относились: кирпичный завод, гончарные цеха, пимокатня, мастерские обувные. Производили и ремонтировали конные сбруи, сёдла, уздечки, телеги, колёса, и также плели верёвки.
Здание райпо. Райпо, даже в моих воспоминаниях, было крупным предприятием, и помимо магазинов, имело своё подсобное хозяйство — конный двор, который был расположен на заднем дворе двух этажного магазина — продмага. Продмаг имел крупный подвал с двух сторонними воротами, в которые с одной стороны въезжали, а с другой стороны выезжали. С годами одну сторону подвала замуровали. Не далеко, в том же районе было расположено подсобное хозяйство — свинарник.
Всё в том же районе был расположен в каменном здании хлебный магазин, а в 1990-х годах этот хлебный магазин стал магазином для ветеранов.
У райпо имелись склады, объёмом настолько большие, какие бывают у разгрузочных железнодорожных вагонов, но в районе железных дорог не имелось. С этих складов уходил товар на все окружающие поселения. Развозили товар на грузовых машинах и на лошадях.
В 1960-х годах был построен универмаг, строили его болгары, которые были приглашены на работу в село. Ими же была построена столовая и пекарня.
Скажу и про деревянные здания, которые стояли за универмагом, у проулка на улицу Грязновку (Мостовую). Наверное, многие уже и не знают, что здесь, первоначально была пекарня нашего села!
Базарный двор расположен в кругу всех этих хозяйств, жаль, что теперь он просто загорожен заборами.
В моей памяти всплывает картина, как мы стояли в очереди за керосином. Цистерны с керосином стояли не далеко от базарного двора. Керосин нам нужен был для горелок. Газовые баллоны в наших местах появились лишь в 1972 году.
Старая аптека тоже была не далеко от базара, и ещё в этом доме жила Августа Ивановна Логутина.
А вот по правую сторону от базара, где расположены дома двух братьев Лейтеров, стояло хозяйство колхоза «имени Ворошилова».
А где же колхоз «Петровский»? С его свиноводством, с овцеводством, и птицеводческим хозяйством? Пройдёмся через проулок на улицу Грязновку (Мостовая), и дойдём до окраины села. Вот здесь и было расположено мощное хозяйство. Оно имело и свою мельницу, и кузнеца, и маслобойку. Долгое время стояли вдоль дороги помещения из плитняка. Со временем, от них ни осталось и следа. Колхозы объединились, и именно это место пошло под хозяйство колхоза «имени Ленина».
Вернёмся в начало улицы Грязновки (Мостовой). Вот он — основной перекрёсток, именно на этом перекрёстке и стояла каменная церковь Петра и Павла. И именно от этого перекрёстка разветвлялись дороги во все окрестные населённые пункты. Со временем, некоторые направления дорог поменялись, но в основном, всё осталось по-старому.
Но не только дороги поменялись, ушли из памяти и разобранные здания. Например, многие уже и не помнят деревянный дом, который стоял том месте, где позже построил свой дом бывший председатель колхоза «имени Ленина» — Галямутдинов Анвар… Когда то на этом месте стояло большое деревянное здание, на котором долгое время висела табличка, информирующая о том, что в этом здании проходил съезд волостного правления.
А вот полицейское здание сохранено до наших времён. Вначале, оно было военкоматом, затем какое-то время оно было общежитием СПТУ -12, а сейчас в нём живут люди.
Зданием райисполкома являлось одно из бывших зданий СПТУ, которое построили в 1938 году, до Отечественной войны».
В настоящее время в селе Петровском из социальных учреждений действуют: отделение почтовой связи, автовокзал, Сбербанк России, Дом Культуры с библиотекой, детские сады, школа, профтехучилище № 88, детский дом, магазины, кафе, бары. Функционируют, также: лесничество, районная электростанция, участок межрегионального Газпрома.
Что касается медицины, то в Петровском функционируют: стационар для больных, лаборатория, рентген-кабинет, зубной кабинет, физкабинет, процедурная. Работают такие специалисты, как: терапевт, хирург, педиатр. Имеются две аптеки – частная и государственная. Оказывают свои услуги парикмахерские и фотоателье.
Из частных предприятий, деятельность ведут: крестьянское фермерское хозяйство, индивидуальные предприниматели.
Сейчас мы хотим привести здесь историю ещё одной семьи, информацию о которой мы восстанавливали по воспоминаниям и имеющимся документам. Эта история о Роде Лейтеров, который появился в Петровском, судя по рассказам, на рубеже XIX-XX веков.
По поручению помещика Рода Киндяковых (хотя, возможно, что и ни Киндяковых, а Борелей!), житель села, Гагарин Михей Макарович, ездил в Саратов по хозяйственным делам — возил туда продукты. И из Саратова он привёз в село Петровское Отто Лейтера, интеллигентного и добрейшего человека и грамотного бухгалтера, имеющего эстонское происхождение. Люди в селе его уважали. Здесь его уже стали звать на русский лад – Антоном Михайловичем. Был он крупным мужчиной и прожил до ста двух лет, скончавшись 19 мая 1963 года. Антон построил для своей семьи дом на Юловке, который стоит до сих пор и в нём, как и много десятилетий тому назад, живут люди. Этот дом – одно из немногих в селе сохранившихся и используемых по сей момент старых зданий.
Антон Михайлович женился на Токаревой Евдокии. Евдокия прожила с ним до глубокой старости, и умерла в 92 года. По характеру она была грозной женщиной. У Антона и Евдокии родились дети: Василий, Михаил, Александр, Анна, Клавдия. Сыновья Антона и Евдокии воевали на фронте в Великую Отечественную Войну.
У Василия Антоновича была супруга Анна Захаровна и у них родились: Екатерина, Клавдия, Николай, Александр, Григорий. Сын Григория Васильевича, Геннадий Григорьевич Лейтер — человек в Петровском известный. С 2004 года он руководит крестьянским фермерским хозяйством и занимается реализацией продуктов питания.
У Михаила Антоновича был сын Евгений Михайлович. Супруга Евгения, Раиса Федоровна Мичурина (1939 г.р.) жила со стариками до самых последних их дней. Так и жили в одном доме, после гибели братьев на фронте, их родители Антон Михайлович с супругой Евдокией, а с ними их снохи и внуки. По воспоминаниям Раисы Фёдоровны, последние годы своей жизни, Антон Михайлович был глухим и слепым. И всё же он оставался всегда опрятным, вещи свои ощупывал и просил всегда отглаживать, просил, чтобы его носовые платочки всегда были свежими. Вспоминает Раиса Фёдоровна, как подошла к нему и позвала пить чай:
— Тять, пошли чай пить!
— Да нет, не хочу.
— Да к нам Ямщикова Катя приехала с Бердышлы.
— Тогда пойду, чай пить — не дрова колоть!
«Он в то время только меня слышал и понимал», — рассказывает Раиса Фёдоровна. Подойду к нему и тихонько говорю ему в ухо.
После революции 1917 года, красногвардейцы расстреливали более зажиточных жителей Петровска. В такой расстрельный список попал и Антон Михайлович. Во время его ареста, жена Евдокия упала на колени и просила красногвардейцев не расстреливать мужа, мол, всё забирайте из дома под чистую, только оставьте его живым. Его всё же увели. А уводили на Приснонскую гору, там и расстреливали. И перед самым расстрелом сам Антон Михайлович встал на колени перед всеми людьми и сказал: «Народ правильный, скажите, в чём я перед вами провинился, в чём моя вина?!«. После этих слов его одного не расстреляли, а остальных всех расстреляли. Вот так остался в живых Антон Михайлович.
Но, спустя пару дней, утром, Антон и Евдокия увидели свой двор опустошенным, у них увели лошадь, корову и борти пчёл. А один борт был выронен у самой речки на задках огорода. Евдокия, жена Антона Михайловича начала плакать, а дед (Антон Михайлович) и говорит жене: «Что же ты плачешь, ты же сама разрешила забрать всё, взамен на меня. Ничего жёнушка, всё это добро мы снова наживём, главное живыми остались!».
Также рассказывалось про то, какие трогательные отношения были у Антона Михайловича с его супругой до самых последних дней их совместной жизни. Выйдут на крылечко, сядут, возьмутся за руки, и гладят друг другу руки. Так часами так сидят — вот как любили друг друга!
Антон Михайлович Лейтер покоится на Петровском кладбище. Ефросинин Алексей Исаевич, муж Анны, сделал ему из нержавеющего металла оградку и крест над могилкой.
Раиса Фёдоровна рассказывает, что Зоя Лукьяновна Сладкова пришла в их дом снохой позже её (это было в 1961 году) и сразу уехала со своим мужем, Григорием Васильевичем, в Читу. Григорий Васильевич тоже приходится внуком Антону Михайловичу. А во второй половине шестидесятых годов двадцатого века, Зоя Лукьяновна с дочерью Лидией и сыном Геннадием вернулась обратно в Петровское, где для неё (при поддержке её сестры — Екатерины Лукьяновны) был приобретён дом за сто двадцать рублей.
Далее, Альфия Фатиховна Рахматуллова, продолжит свой рассказ уже о людях и организациях села:
«В селе действует фольклорный музыкальный коллектив «Петровчане». Руководит им Лидия Кузьминична Федонина. Этот коллектив, став известным на всю республику, сделал известным и само село для широкого круга своих слушателей. Участники коллектива – сельчане преклонного возраста. При непосредственном участии Лидии Кузьминичны озеленяется территория Дома Культуры – это её рассадой обустраиваются клумбы!
Долгое время работает в аптеке Венера Галимовна Мурсаикова. Тяжело представить аптеку без неё — доброй, отзывчивой, с приятным звонким голосом. И конечно, помнят все жители села Августу Ивановну Логутину, заведующую аптекой! Многим помнится и добрая, удивительная, Мурсаикова Александра Илларионовна – акушер, прекрасный специалист своего дела!».
Село Петровское, одновременно и зрелое и молодое! Зрелое потому, что имеет богатую историю, а молодое по той причине, что в селе появляются новые традиции. И о некоторых таких традициях наш дальнейший рассказ. С 2006 года в Петровском, в один из августовских дней отмечается День села. Чтобы каждый такой День был запоминающимся, организуются различные мероприятия. Например, тематические соревнования, конкурсы — возле какого дома, в чьём саду или на какой улице красивее обустроен цветник, где привлекательнее детская площадка.
Появилась и ещё одна традиция, связанная уже со свадьбами: в ночь после бракосочетания запускаются салюты. По красоте и плотности салюта, можно определить и размах свадьбы!
Создан и действует «Женский совет», председателем которого является Летунова Рамиля.
Напротив Дома Культуры, за красивым металлическим ограждением расположилась Аллея Новорожденных, по старинке называемая местными жителями «парк». Закладка Аллеи состоялась в мае 2014 года при участии «Женского совета». Когда-то здесь росли тополя, облюбованные стаями крикливых ворон. Те тополя вырубили, и теперь, на их месте, стараниями молодых семей высажены ели и берёзы.
Между сёлами и деревнями района регулярно проводятся спортивные соревнования. И зачастую, площадками для таких соревнований являются школа, стадион и Дом Культуры села Петровское.
Что касается самого Дома Культуры, то он был построен в 1984 году, придя на смену старому зданию ДК, разобранному в 1981 году. В отношении истории зданий клуба / Дома Культуры, Екатерина Лукьяновна Кудисова (Сладкова) пояснила нам, что первый клуб был выстроен у речки. Второй, удлинённый — напротив старой школы, затем третий — двух этажный деревянный. А четвёртый — тот, что стоит сейчас.
О своей деятельности во втором клубе вспоминает Алексей Михайлович Ямщиков: «Уже в пятнадцатилетнем возрасте, после окончания восьмого класса, я работал в клубе того барака, что стоял перед старой школой. Я был организатором вечеров. Приходилось ставить сценки, разучивать танцы. До сих пор помню, что не получались у меня танцы вприсядку. За мою работу я получал пол пуда муки и чуть-чуть денежек. На мне было тогда пятеро братишек — отца посадили за недостачу, и я тянул всю семью».
В настоящее время, в Доме Культуры успешно функционируют музыкальные и танцевальные кружки. Руководители кружков: Рахматуллина Рамиля Минигужевна – вокал; Селевёрстова Наталья Евгеньевна – народный фольклор; Брагина Татьяна Николаевна – музыкальные инструменты. Проводятся занятия затейников (театральные постановки, руководитель Леманова Елена Ивановна). В библиотеке регулярно устраиваются мероприятия для детей, проходят «встречи с любимыми героями». Руководство Домом Культуры осуществляет Наталья Петровна Зубкова (Малышева). Силами руководителей и участников творческих кружков устраиваются традиционные гулянья, празднуется масленица – с ряжеными, пением частушек, игрой на гармони, сбором сладостей.
Сегодня в селе находятся несколько памятников, в том числе:
-памятник казнённым в гражданскую войну. Установлен на территории Дома Культуры, по левую сторону от него. Текст на памятнике: «Жителям села казненным в годы гражданской войны. Цыбин Е.П., Тимонин И.И., Раков К.С., Раков Т.С., Бегунов Д.Н., Кулясов И.И., Крученков Ф., Крученкова Е., Дубравин Ф., Дубравина Е., Сафаргулов Н.». Как мы уже отмечали в главе о гражданской войне, в фамилиях, указанных на памятнике, есть неточности.
-памятник армии под командованием В.К. Блюхера. Создан в 1965 году. Установлен напротив здания училища. Текст на памятнике гласит: «Здесь, в первой половине августа 1918 прошла партизанская армия под командованием В.К. Блюхера. СЛАВА ГЕРОЯМ! В память о героях с благодарностью студенты и преподаватели Магнитогорского Горно-металлургического института имени Г.И. Носова». Интересно отметить, что, памятник, посвящённый тому же событию, стоит и в деревне Макарово.
-монумент участникам Великой Отечественной Войны. Установлен на территории Дома Культуры, по левую сторону от него. Создан в 201о году. На монументе выгравированы фамилии петровчан — участников Великой Отечественной Войны. Также, имеется надпись: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ 1941 1945».
-памятник Владимиру Ильичу Ленину. Установлен в 1967 году напротив центрального входа Дома Культуры.
Если говорить о старом обелиске Славы, также стоявшем возле Дома Культуры, то он был построен в 1965 году в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Автор проекта И.Ф. Яшин, руководитель группы строителей Францыв Б. На памятнике была надпись: «Воинам-односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной Войны. От жителей с. Петровскаго. Пусть память о них будет вечна». Памятник представлял из себя островерхий серебристый обелиск высотой порядка пяти с половиной метров и был увенчан рубиновой звездой. В день открытия произошла закладка в нишу памятника ларца с именами петровчан, погибших в годы Великой Отечественной Войны. В старом самодельном журнале, хранящемся в петровской библиотеке, это событие комментируется следующим образом: «Пионеры передали списки представителям родственников погибших, чтобы они своими руками свершили церемонию условного захоронения – вложения в нишу ларца со списком. Эта честь была поручена отцу трёх погибших воинов Ф. Сладкову, брату двух погибших воинов Батырову Ш., Гутову, жене погибшего сержанта М. Скаридовой» … В 2010 году обелиск Славы был разобран, так как не вписывался в формирующийся архитектурный план села и вместо него был создан новый монумент, о котором мы написали выше.
Уже в течение многих лет, с начала 1970-х в селе, на постаменте стоит трактор марки «Универсал-2», бывший когда-то настоящей, работающей машиной. Производство таких тракторов в нашей стране было освоено в 1934 году. Эти «стальные кони» выпускались сначала в Ленинграде, а позже, во Владимире.
По информации, размещённой на сайте села Петровское (http://petrowsk.ru/o-nashem-sp/2015-03-06-13-53-41), в селе, на момент написания этой книги числилось 1046 дворов и проживало 3157 человек.
По сравнению с советским периодом, в селе произошёл резкий спад производства. В немалом количестве случаев, жители села работают в ближайших городах – Ишимбае, Салавате, Стерлитамаке, ежедневно проделывая на автомобиле путь от села до города. Часть сельчан, как мужчин, так и женщин, работают вахтовым методом. Однако, жителями села активно строятся дома. А активное строительство является хорошим показателем жизнеспособности населённого пункта.
Почему после «ухода в историю» колхозов и совхозов, частное фермерство не стало массовым явлением, при котором им бы занималось подавляющее большинство сельского населения, обеспечивая тем самым, самих себя заработком, а государство — продуктами? Вот, какое мнение приводит Феликс Шамхалов в своей книге «Государство и экономика. Основы взаимодействия»:
«Как представляется, развитие фермерского движения столкнулось с той же проблемой узкой специализации селян. За советский период произошло их раскрестьянивание, т.е. фактически они перестали быть крестьянами в полном смысле этого слова, потеряли способность к самостоятельному, профессиональному ведению крестьянского хозяйства, превратившись в сельскохозяйственных работников узкой специализации.
Потому-то добиваются успеха на фермерском поприще лишь бывшие главные специалисты колхозов и совхозов – агрономы, зоотехники, полеводы, механики и др., т.е. достаточно универсальные специалисты сельскохозяйственного производства и инфраструктуры его обслуживания».
Селу сейчас просто необходимо возрождение! Петровское, за свою уже более, чем двухвековую историю, не раз переживало крупные экономические и политические потрясения.
Мы верим в то, что село может справиться и с сегодняшними реалиями! Что село воспрянет так, как и его духовные центры – православный храм и мечеть. И, в этой связи, в унисон с уже приведённым нами рассказом о православной церкви, мы напишем для Вас историю строительства мечети в селе.
В 1993 году на месте «дома заезжих» была открыта первая в селе мечеть. Немало сил в неё вложил мулла Гаяз Губбайдулович Гайсин. Ему на смену был назначен Рафаиль Хусаинович Хисматуллин.
В декабре 2007 года, перед самым праздником Курбан Байрам, в селе, на улице Ленина, дом 18, была открыта новая мечеть, которая строилась чуть больше года. От замысла строительства, до его полного воплощения в реальность, от проектирования до бухгалтерского учёта, от закупки всего необходимого и руководства группой рабочих до организации мероприятий по открытию мечети, всеми этими делами занимался Рахматуллов Фарит Арифуллаевич. История создания этой мечети настолько замечательна, что мы хотим привести её здесь целиком, со слов Фарита Арифуллаевича. Итак, вот она:
«В 2000 году мне в голову пришла мысль о постройке мечети в нашем селе. Я постоянно стал думать о том, как её построить, на какие средства? В конце концов, решил, что буду копить деньги на постройку мечети. Но деньги отложить ни как не удавалось. Однако, мысль о мечети не покидала меня! Даже когда ложился спать, думал только об этом.
И так прошло пять лет. Настолько в моей голове крепко сидела мысль о мечети, что однажды ночью, во сне, мне приснилась наша мечеть, именно в том виде, в каком она стоит на данный момент в нашем селе Петровское, за исключением входа. Вход должен был быть выше и с открытой аркой. Но так как условия у нас всё — таки жесткие и морозы стоят крепкие, пришлось изменить входную группу.
Утром, когда проснулся, даже не успев понять — что это было, я быстренько перенес на бумагу то, что мне приснилось. Получился красивый набросок мечети, взятый из моей головы. Затем, не спеша, я начал работу. Я не знал, какой фундамент применить, не знал и, где будет строиться мечеть, но то, что мечеть будет построена – на этот счёт сомнений ни каких не возникало.
Приехав домой на отдых с работы, я позвонил своему другу – алиму Назируле (он на тот момент преподавал в медресе), пригласил его к себе в гости, как всегда и бывает, когда я приезжаю домой. За чашкой чая мы с ним разговорились, и я ему сказал: «Назирула, знаешь ли ты, как у меня внутри всё горит — так мне хочется построить мечеть у нас в селе! Такое желанье, но ни как не могу собрать деньги. Но, сколько бы времени не прошло, я всё равно я её построю!»
На что он мне ответил: «Это у тебя не желание, а намерение (так говорит Всевышний). Если взял намерение, это уже похвала от Всевышнего и милость!».
Долго мы сидели, говорили о Создателе, о жизни, после чего он уехал к себе домой. Точно не помню, либо на следующий день, либо через день, мне позвонил Назирула, и мы договорились о встрече у нас дома. По его приезду ко мне, опять-таки за чаем завели разговор, за которым Назирула сказал мне, что есть люди, очень хорошая семья, которая хочет дать денег на постройку мечети. Предложение поступило для меня так неожиданно, что я чуть не свалился со стула!
Мы встретились с этой семьей. Это Рамиль Абдрахиков, его брат Анвар Абдрахиков, и их замечательная мама – Гайша апа, воистину женщина, которой можно только восхищаться, воспитавшая таких детей, для которых слово матери – закон! Это она, хрупкая женщина, попросила своих сыновей построить мечеть. После разговора, мы решили строить мечеть, только не в селе Петровском, а в деревне Макарово.
Я не знаю причины, почему не стали строить мечеть в Макарово, а приняли, в конечном итоге решение, построить в нашем селе Петровском. Землю под постройку мечети выделил Рафкат Бикмухаметов — директор РАЙПО, на территории которого, стоял так называемый «дом заезжих», им же переданный под мечеть, в которой и молились люди.
Согласовав с ним все вопросы, мы получили разрешение и бумагу на передачу участка под строительство. Мы с Назирулой собрали сход старейшин в старой мечети, и спросили их разрешение на строительство новой большой мечети рядом со старой, чтобы не нарушать композицию.
В дальнейшем, старую мечеть отремонтировали для проживания в этом доме семьи хазрата, который приедет в наше село жить. Мы сделали всё, что бы его семье жилось здесь хорошо.
Конечно же, в период строительства, не обошлось и без трудностей, однако, в такие моменты, Всевышний давал мне терпение, хвала Ему!
И вот, в результате всех наших трудов, была создана очень даже простая, но красивая мечеть! Её минареты смотрят в небеса, гордо стоит купол, и везде переливаются золотым светом полумесяцы, ослепляя в полдень глаза своим сиянием!
Да благословит Вас всех Аллах, и пусть он будет ко всем Вам Милостив!».
Истории, подобные этой, наглядно демонстрируют нам, что наличие чёткой цели, твёрдого намерения и приложения всех сил к достижению задуманного, способны создать такой мощный потенциал, благодаря которому становится возможным выполнение любых, в том числе и самых смелых дел!
Когда эта книга уже была практически закончена, появилась новая информация, которую мы приводим в абзаце ниже.
25 сентября 2016 г. прервалась жизнь девяностодвух летний бабушки Гайши. Абдрафикова Гайша — это человек, заслуживший большого уважения! На её долю выпали военные годы. Работая в те годы в садике няней в городе Стерлитамак, ей выпали все тяжести военного периода. В садике она прошла путь от няни до заведующей, и оттуда ушла на заслуженный отдых. Она говорила, что всегда старалась всем помочь и помогала. Что за заботу о людях Аллах наградил её прекрасными сыновьями. Все три сына занимают большие должности и они также уважаемы окружающими людьми. Бабушка Гайша придерживалась заветов ислама, она читала ежедневно пять раз намаз и соблюдала посты в течение месяца, не смотря на свой возраст и запреты врачей. Все три сына, не зависимо от высокой занимаемой должности, придерживаются заветов ислама и исполняют наставления матери. По просьбе их матери построилась мечеть в селе Петровское, где её сыновья выступили благотворителями строительства. Десять лет назад, когда копались траншеи под фундамент, она сама приезжала и обходила территорию, радовалась каждому продвижению работы. В течение всего строительства она не раз приезжала, была довольна красотой архитектуры постройки, общалась с рабочими. Её искреннее тепло передавалось работникам. Также она переживала и о будущих служителях мечети. Почти всем своим домашним инвентарём обставила жилое помещение для семьи хазрата. Первые четыре года после открытия мечети она всегда приезжала на праздники и радовалась со всеми сельчанами Петровского. Но в последние шесть лет новые служители забыли о её существовании. Конечно, она была в курсе всех событий, и очень сильно огорчалась. Сейчас, когда она ушла в иной мир, помните о ней, и не забывайте её, читайте молитву о ней, она безусловно заслуживает этого! Она была самая прекрасная и добрейшая бабушка, любящая мама. Бабушку Гайшу с почестью похоронили. Перед кладбищем заезжали в мечеть, во дворе было прочитано дуа. Хазрат Ришат сказал, что если в чтении присутствует сорок мужчин, то человеку списываются все грехи, но бабушке Гайше читали в три раза больше мужчин! На кладбище сыновья сами спустились в могилу, нежно приняли мать. Как когда-то при рождении она брала их на руки, так и они отдали дань уважения, любовь к своей матери, сами положили её, как положено по Исламу. Смотреть на происходящие без слёз было невозможно, когда сыновья начали закапывать могилу матери голыми руками. Светлая память ей, помните о ней и не забывайте!
В 2009 году должность имама-хатиба мусульманской религиозной организации села Петровское занял Ильнур Фатихович Сарбулатов. С 2009 по 2011 годы на базе мечети действовала школа арабского языка. Сейчас эта школа существует в режиме он-лайн.
… Таким село Петровское предстаёт перед нами в настоящее время. Со своими радостями и сложностями, с вопросами и ответами. Сильное само по себе, но и подкрепляемое силой районного центра — города Ишимбая, получившим в 2016 году статус «Город Трудовой Доблести и Славы». И, конечно же, село Петровское поддерживается окружающими его сёлами и деревнями, о которых и пойдёт речь далее.