Дубравина (Попова) Анна Васильевна
Дубравина (Попова) Анна Васильевна родилась в Бакалинском районе в д. Петровка. Потом переехала в деревню Новошуган.
Анна Васильевна рассказывает:
«Отец у меня был Попов Василий Егорович. Мама вышла за него с девичей фамилией Бумина. Жили мы в своём доме. В деревне Новошугане было только четыре класса. Я только закончила четыре класса, и тут война началась. Меня больше не пустили учиться. У нас дома была маленькая сестрёнка 1940 года рождения, нужно было нянчиться с ней, мама работала. Вот я и была няней. А когда мы соединились с дедушкой и бабушкой, то я вышла на работу. Нянчиться стали дедушка с бабушкой.
Мне был двенадцатый год, когда я вышла на работу. Нам сразу вручили грабли. Была осень, шла уборка хлеба. Женщины вязали снопы, а всё что остаётся, мы подгребаем и носим им. Снопы ссаживали большими, так чтобы спасти от дождя. Я работала на лошадях, возила снопы. Называлась это фурманка, а сейчас рыдвана. Вот и подвозили на фурманках снопы, а взрослые складировали. Потом нас девчонок ставили на молотьбу. Комбайнов не было, стационарные молотилки были. Нас расставляют в четыре ряда. Первый ряд перекидывает солому, зерно осыпается, затем второй ряд перекидывает эту солому, и так далее, последующие воротят солому.
Сажали также вручную. У меня мой дедушка сеял, и ещё дедушка наш сеял. А я у них была смотрящая, показывала края посева, чтобы дважды не засеивались места. Вот так и работала. В колхозе она и есть такая работа, весной прополка, потом уборка, потом обмолот. А зимой нас гоняли чистить военную дорогу. Давали от столба до столба, указывая норму. Военная дорога была от Октябрьска до Уфы. Нас размещали по квартирам по пять — шесть человек. Придёшь вся мокрая, а хозяйка печку истопит, а мы свои чулки, носки развесим и на печке, и в печку, и перед печкой. А разве за ночь успеет высохнуть, приходилось одевать сырые вещи. Вот так и работали. А летом тоже дороги налаживали, только засыпали гравием.
В конце 1944 года мы пошли в школу, за семь километров, из деревни одиннадцать человек. Мне был пятнадцатый год, я пошла в пятый класс. Из одиннадцати человек, остались мы двое. Вдвоём мы поступили в техникум Кушнаренский плодоовощной. В 1950 году я закончила техникум и по распределению попала в Макаровский район в Петровск. Нас направили обеих. Моя напарница выбирает центр Макаровского района деревню Салихово, ведь центральный МТС раньше находился в Салихове. Она поехала в Салихово, а я в Петровск. Когда приехала напарница в Салихово, то выяснилось, что деревня башкирская, а она не знала языка и вернулась назад. А мне повезло, в Петровске жили большинство русское население.
Так и осталась я в Петровском с 1950 года, в 1952 году в июне месяце вышла замуж. Когда приехала я в Петровск, пять лет работала агрономом в колхозе. А когда в лаборатории семенной освободилось место, то я перешла в лабораторию старшей лаборанткой. Там тоже только по специальности агрономы нужны были. Проверяли семена на засорённость, на влажность, на всхожесть. В лаборатории я проработала двадцать один год. Потом лабораторию перевели в Ишимбай. Пришлось снять квартиру и почти год я проработала в Ишимбае, приезжали домой только на выходные. Далеко, не наездишься!
Тут Евдокимов преподавал в СПТУ агротехнику, и когда он перестал преподавать, то предложили мне. Предмет преподавания был у меня «агротехника и семеноводство». Первое время, месяца три работала с книгами, а потом стало легко. Преподавала девять лет по сельхозмашинам. В 1986 году вышла на пенсию. У меня из детей три девочки. Старшая в Стерлитамаке живёт, младшая в Уфе. Внуков у меня шесть, а правнуков десять, из них пять правнуков и пять правнучек. В этом году мне будет восемьдесят девять лет».