Однодворцы

Однодворцы — особый социальный слой на  южных рубежах России, состоящий из служилых людей, которые с одной стороны, охраняли границу, а с другой, занимались земледелием. Формировалось это сословие их обедневших дворян, потомков бояр. Фамилии имели уже с XVII в. Однодворцы платили налоги, несли рекрутскую повинность, но могли владеть землёй и иметь крестьян. Во второй половине XIX века это сословие было упразднено и переведено в сословие государственных крестьян.

Фактически однодворческая группа занимала промежуточное положение между помещиками и крестьянами, но не слилась ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие культурно-бытового типа однодворцев. Сословной замкнутости однодворцев также способствовало юридическое оформление их землепользования, которое приравнивалось к землевладению. Земля передавалась в пожизненное пользование главе семьи-двора — «большаку», который имел право передавать участок по наследству старшему сыну.

Отношение крестьян к однодворцам было дистанцированным и даже презрительным. Например однодворцев Оренбургской губернии называли «панки». С местным населением у переселенцев сложились своеобразные отношения. Однодворцы-переселенцы получили презрительное прозвище «панки» (мелкие паны). Так как родниться с помещиками и тем более с простыми крестьянами им было не с руки, то образовались близкородственные кланы.

Элементарной грамотности детей однодворцев нередко обучали священники и служащие церковного причта. Однако, большинство детей обучалось у грамотных родителей, отставных военнослужащих, писарей и бродячих учителей, которые обычно были из крестьян. Грамотные и относительно богатые однодворцы могли позволить себе чтение солидной, предназначенной не для богослужения книги житий святых православной церкви — «Четьи-минеи».

Однодворческая культура долгое время сохраняла собственные традиции в одежде, фольклоре, речи, и на протяжении XVIII — нач. XX вв. почти не ассимилировалась с немногочисленным пришлым населением из числа крепостных крестьян. Мужчины однодворцы слыли домовитыми и аккуратными; двор строили укромно, в отличие от крепостных крестьян, любили высокие плетни и каменные заборы. Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Об особой гармонии платья и природной красоте однодворок И. С. Тургеневу писал известный литературный критик В. П. Боткин.

Однодворцы, так же как казаки и военные поселяне считались сельскими обывателями, приписанными к военной службе и подчинялись военному ведомству. В случае набегов татар однодворцы быстро и умело объединялись в полки, чему способствовали их военная подготовка и сохраненная посотенная организация с выборными сотскими и десятскими. Из однодворцев формировали ландмилицию, (пограничные войска) выполнявшую функции однодворческой пограничной стражи. Обязательной была и служба в армии. Набирали однодворцев на службу отдельно от крепостных и в определённой пропорции.

Четвертное владение (также четвертное право) — вид землевладения в Российской империи. Возникло из поместного. Владельцы этих земель, хотя иногда и назывались четвертными крестьянами — потомки дворян, служилых людей, получавших землю за службу. В дворянах оставались те владельцы четвертной земли, у которых все дети служили. Владельцев, которые не хотели идти в службу, перечисляли в однодворцев. Многие владельцы имели родословное дерево (генеалогические таблицы). Крестьяне-общинники («душевые») называли четвертных крестьян однодворцами, которыми, как известно, были неслужащие дворяне. Сами четвертные владельцы называли себя «лапотными дворянами». Все это позволяет заключить, что четвертные земли — есть земли, пожалованные служилым людям на семейно-наследственном праве, причем они наделялись «четвертями» земли. Общинные же порядки явились результатом общих экономических условий крестьянского хозяйства.

Своеземцы, или земцы — социальный класс крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях. В областях вольных городов, напротив, встречаем сельский класс населения, очень похожий на крестьян, но владевший землей на праве собственности. Он назывался земцами или своеземцами. Этот класс в Новгородской земле, по-видимому, был довольно многочислен. В Новгородской и Псковской земле право земельной собственности не было привилегией высшего служилого или правительственного класса, как в княжеской Руси.

Текст составлен на основе материалов, взятых из открытых интернет – источников.