История зарождения и развития

Уже к середине первого тысячелетия н.э. основными занятиями славян были: земледелие, скотоводство, рыболовство, охота и т.п. В южных районах в степной и лесостепной полосах, в рассматриваемый период было развито пашенное земледелие. Термин «деревня» в письменных источниках до XIV века отсутствует. Сельские поселения носили названия «веси» и «сёла». Община в Русской  Правде называется вервью. Основанная первоначально на кровно-родственных связях, она постепенно превращалась в соседскую территориальную общину. Появляются крестьяне-мелкие собственники (владельцы дворовых и пахотных участков). Село – это земельный участок смерда, у которого семья, имущество, лошадь. Следы права на отчуждение крестьянами-общинниками своей земли (уже сильно видоизменённого) отразились в дошедших до нашего времени более поздних источниках XIV–XV веков. За общиной сохранялось право распоряжения выморочными, брошенными, участками, пустошами, лугами, лесами: об этом тоже говорят более поздние документы.

Во второй половине XVII в. крестьян было 98% (городского населения 2%); в первой трети XVII в. крестьян было 97% (городского населения 3%); во второй половине XIX в. крестьян было 82-84% (городского населения 7-11%).

Крестьянская община – это основная единица хозяйственного и административного сельского общества. Термины «крестьянская община» и «сельское общество», «мир» в данном контексте равноценны и имеют в виду одно и то же. На общинном сходе решался как наиважнейший вопрос – распределение наделов земли между крестьянами – членами общины, так и другие насущные вопросы сельской жизни, вплоть до семейных и наследственных дел и даже регулирования вопросов нравственности. Во главе общины стоял староста, которого выбирали. Однако, он был не столько руководителем, сколько организатором.

Крестьянская помочь — это совместная крестьянская работа в помощь кому-то, как правило, помощь членов крестьянской общины кому-то из других своих членов. Такой помощью могла быть, например, постройка избы.

В крестьянской общине при уплате налогов и несении повинностей крестьян связывала круговая порука, то есть если кто-нибудь из общинников не платил причитающихся податей, то их сумма разверстывалась на всех членов крестьянского мира. Если один совершал проступок, отвечал за него «весь мир» , то есть крестьянская община. Эти обстоятельства препятствовали разрыву общинных связей и с течением времени стали мешать выходу из общины.

Мирской приговор – это письменно зафиксированное решение крестьянского схода, касающееся  тех или иных вопросов жизни крестьянской общины (выбор из своей среды рекрутов, принятие в общину новых членов и т.п.).

В ходе крестьянской реформы было сформировано крестьянское сословное самоуправление. Суды распределялись на две группы: официальные, или установленные законом (например, волостной суд), и неофициальные, или не получившие формальной институционализации (например, суд соседей). Важно помнить огромную роль, которую играл обычай в жизни крестьянского населения. Можно с полной уверенностью говорить о существовании особой правовой системы традиционного характера и специфической правовой культуры подавляющего большинства населения страны.

Волостной суд — это выборный орган, включавший от 4 до 12 судей, преимущественно крестьян-домохозяев, которые осуществляли свои функции либо на выборной безвозмездной основе, либо за установленное волостным сходом вознаграждение. В нем судьи из крестьян судили только крестьян. Территориальная подсудность волостного суда ограничивалась пределами волости. К компетенции суда были отнесены мелкие споры и тяжбы между крестьянами по имущественным делам и маловажные проступки.

Все инциденты были подсудны волостному суду тогда, когда они были «совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест». За указанные преступления суд имел право приговаривать виновных: к общественным работам до шести дней, денежному взысканию до трех рублей, аресту до семи дней, телесным наказаниям до 20 ударов.

Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 гг. на уровне губернии, уезда и (с 1917 г.) волости. Были введены земской реформой 1864 г. Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьёзную оппозицию правительству. К 1914 г. земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 гг.

Земской (уездный) суд – это орган, который занимался судебно-административными делами в России и существовал около ста лет со второй половины XVIII века по вторую половину XIX века. Земской суд решал многие вопросы в своём уезде: контроль над социальным спокойствием, состояние дорого и мостов и т.п. В состав суда входили дворяне и государственные крестьяне.

Есть статистика грамотности новобранцев армии Российской империи. Если учесть, что основная масса новобранцев набиралась из крестьян, то статистику по грамотности новобранцев, пусть даже и с некоторыми поправками, вполне можно применить и к крестьянам. Итак, в 1875 г. в армии среди новобранцев 79% были неграмотными. В 1890 г. неграмотными были 69%. В 1900 г. неграмотными был 51%, а в 1913 г. неграмотными были 27%.

При Николае I (1825—1855 гг.) образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. В 1828 г. принят школьный устав, по которому начальное образование образование давали одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»). В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. в 1910 году, было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ. Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г. составлял в сельской местности—28,3 %.

Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII в. В соответствии с утверждённым в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721 г.) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 г. переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.

Земская школа — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х гг. по 1917 г. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX в. постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности.

Приверженцы светского образования рассматривали ведущую роль Православной Церкви в обучении народа как фундаментальное препятствие на пути либеральных преобразований. В прессе все более настойчиво звучали голоса о том, что в церковно-приходских школах не учат, а развращают детей. Духовенство же в свою очередь подчеркивало, что современное просвещение, активно распространяемое в народе, развращает сознание подрастающего поколения, настраивает его на бунтарский лад. Реальные преобразования системы образования начались только в 1864 г., когда вышло «Положение о начальных народных училищах», которое окончательно поставило точку в соперничестве светской и церковной школы. Согласно ему все церковно-приходские школы духовного ведомства, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием или без пособия от казны, местных обществ и частных лиц становились подчиненными светским училищным советам.

Почему не все крестьянские дети учились в школах? На то было несколько причин. Во-первых, далеко не во всех крестьянских семьях видели смысл в обучении, тем более в обучении девочек. Считалось, что для того, чтобы вести домашнее хозяйство, школьных знаний не нужно. Во-вторых, не у всех и не всегда была возможность элементарно ребёнка одеть, чтобы он смог прийти в школу. И не всегда была возможность снабдить ребёнка едой, чтобы он смог питаться во время обучения, тем более, если учился не в своём населённом пункте. К тому же и сами школы были не во всех населённых пунктах.

Из каких документов можно брать информацию о крестьянах? К таким документам относятся: ревизские сказки; метрические книги; книги регистрации родившихся и умерших государственных крестьян; исповедные росписи (ведомости); брачные обыски; книги о разделе крестьян; опись дворовым людям, находящимся при доме, имении и т.д., составлявшаяся при разделе имения; домашние акты раздела имущества; мирские приговоры; посемейно-имущественные списки крестьянина; укрепительные постановления; регистрационные  книги  для записи  крестьян:  деревни кладбищенские книги; переписные листы всеобщей переписи населения 1897 г.; свидетельство (удостоверение) об отпуске на волю крепостных людей; свозные книги; списки приписанных к заводу (фабрике) крестьян. Кроме этого, сведения о крестьянах есть в документации, которая велась по переселенцам Переселенческими управлениями.

Ревизская сказка – это один из видов документов дореволюционного учёта населения, в котором население фиксировалось «души по дворам». Данные документы составлялись в целях учёта налогооблагаемых «душ», т.е. людей и членов их семей. Параллельно, данный вид документа нёс в себе и статистическую информацию. В ревизских сказках по каждому двору указывался глава семьи и члены его семейства с указанием возраста и степени родства по отношению друг к другу. Указывался также их возраст по предыдущей ревизии (переписи). Также, в данных ревизиях делались отметки (с указанием года события) о переводе «душ» из одного населённого пункта в другой, заборе в рекруты, уходе из жизни, отпуске на волю, побеге от помещика. Естественно, что указывается и помещик села, а это тоже важные сведения! Ревизские сказки – один из важнейших источников до дореволюционной истории рода.

Только по одной записи одной ревизской сказки можно восстановить сразу от одного до четырёх или даже пяти поколений одной семьи! Именно в ревизской сказке вся семья представлена в полном составе (включая женщин), кроме ревизий 1718 (I), 1742 (II), 1811 (VI). А подборка записей об одной и той же семье по всем ревизиям даёт нам представление о семье за период примерно в 150 лет! Вдобавок, ревизская сказка даёт точную информацию о количестве дворов и жителей населённого пункта в тот или иной временной период.

Проведение ревизий было инициировано при Петре Первом, их всего было десять, и проводились они в периоды: 1718 (I), 1742 (II), 1762 (III), 1782 (IV), 1795 (V), 1811 (VI), 1816 (VII), 1836 (VIII), 1851 (IX), 1858 (X). Каждая ревизия проводилась по империи не одномоментно за один год, а имелись некоторые разбросы в сроках их проведения. В данное время, книги ревизий с четвёртую по десятую хранятся в областных архивах, а ревизии с первой по третью хранятся в Москве, в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА).

Ревизии 1718 (I), 1742 (II), 1811 (VI) не содержат сведений о женщинах. В ревизиях с I по VI мужчины и женщины идут общим списком, а с VII ревизии мужчины указываются на левой странице, а женщины — на правой.

Перепись населения (Первая всеобщая перепись населения Российской империи), как таковая, проводилась в 1897 году. Она стала как первой, так и единственной переписью населения до революции. До неё аналогами / предтечами переписей были ревизии (10 ревизий с 1718 по 1858 гг.).

В начале XX века в России было подряд две сельскохозяйственных переписи: в 1916 и 1917 гг. Задачей переписи 1916 г. был учёт сельскохозяйственного населения страны. Все хозяйства делились на крестьянские и владельческие. А задачей переписи 1917 г. стало обновление данных для нужд продовольственной компании и данные по землевладению и землепользованию. Хозяйства делились на крестьянские, владельческие и «не крестьянского типа». Однако, Первая мировая война не позволила получить в запланировано полном объёме и географии данные. Однако, не смотря на то, что первичные данные переписей сохранились в архивах, они во-первых, были не полностью обработаны, а во-вторых, даже сегодня ещё малоизучены!

Фиксировались такие данные, как: область, уезд, волость, населённый пункт; общество; ФИО домохозяина; сословие, национальность; старожил / переселенец / прочий; губерния выхода (для Сибири); члены семьи (имена, возраст, трудоспособность, грамотность, участие в сельхоз работах, промыслы за последний год, отсутствующие более месяца); лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи; умершие за последний год члены семьи.

Писцовые книги – это сводные документы хозяйственных описаний, проводившихся в России в 15—17 веках для податного земельного обложения — сошного письма. Записи писцовых книг были основным документом при определении владельческой принадлежности земель и установлении размера налогов. Наиболее ранние из сохранившихся писцовых книг — новгородские конца 15 века. Последнее описание хозяйств в России было предпринято в 1684—1685 годах, но не было завершено. Ныне эти документы хранятся в РГАДА.

Метрические книги, наряду с ревизскими сказками – основной источник информации по дореволюционной истории семей. Метрические книги велись приходскими священниками и имели три раздела: «о родившихся», «о бракосочетавшихся» и «о умерших». Метрические книги явились, своего рода предшественницами записей актов гражданского состояния. Метрические книги велись в двух экземплярах. Один хранился в сельской церкви, а второй отправлялся в инстанцию выше – в архив консистории.

Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения,  брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города,  достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за  несколько лет,  в зависимости от численности прихода.  До 1840-50-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250  листов.

В первую часть (о родившихся) вносилось: пол; месяц, день рождения и день крещения; имя родившегося; волость, деревня; сословие и ФИО отца; имя и место происхождения матери; чины и имена церковнослужителей, сделавших запись; волость, деревня, сословие и ФИО крёстного; губерния, уезд, волость, деревня и ФИО крёстной; кто совершил таинство крещения; рукоприкладство подписей свидетелей (по желанию).

Во вторую часть метрических книг (о бракосочетавшихся) вносилось: год; порядковый номер счёта браков; месяц и день; уезд, волость, деревня жениха; сословное происхождение с указанием отца; имя; вероисповедание; какой по счёту брак; возраст; уезд, волость, деревня невесты; сословное происхождение с указанием отца; имя; вероисповедание; какой по счёту брак; возраст; кто совершил таинство; кто был поручителем; подписи свидетелей (по желанию); имена церковнослужителей, сделавших запись.

В третью часть метрических книг (о умерших) вносилось: год; порядковый номер умершего; месяц и день; уезд, волость; сословное происхождение с указанием отца; имя умершего; количество лет; от чего умер; кто исповедовал и приобщал; кто совершал погребение (обряд) и где погребён; имя священника, сделавшего запись.

По закону метрические книги считались судебным доказательством: по ним сверялись метрическое свидетельство при оспаривании подлинности последнего. Полную юридическую силу имели документы, выданные на основе консисторского экземпляра.

При отсутствии метрических книг или при сомнительности их записей за доказательство рождения принимались исповедные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки (а также выписи из церквей, где родившийся крещен), дополнительно они подтверждались показаниями свидетелей, бывший при крещении. На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства (выписи) духовной власти, которая допрашивала причт, венчавших брак, бывших при браке свидетелей и, вообще, лиц, знавших о достоверности брака. При отсутствии метрических книг, факт смерти также доказывался   медицинскими документами и свидетельскими показаниями. При отсутствии метрических книг в доказательство брачного союза в этом случае принимались обыскные книги, исповедные росписи и такие документы как: удостоверения сословных учреждений,  паспорта, судебные решения, т.е. документы, доказывающие,  что данные лица именовались супругами.

Исповедная ведомость (вариант — роспись) – это документ церковного учёта всех прихожан (и раскольников), проживавших на территории того или иного прихода. В некотором смысле, исповедная ведомость, как документ церковного учёта населения схожа с ревизской сказкой, как документом государственного учёта населения. И тот и другой документ очень ценны при генеалогических исследованиях.

В исповедной ведомости указано: уезд; год; сословие; чин; лет от рождения; члены семьи с указанием имён, степени родства и возраста; были ли у исповеди и причастия; были на исповеди, но не причастились; не были на исповеди.

В 1920 году состоялась сельскохозяйственная перепись. Данная перепись имела статус всероссийской и ставила своей целью получение актуальной картины в сельском хозяйстве того периода. Записи делались в «подворных картах», в которые заносились сведения о главе семьи, составе его семейства, о характере и составе его хозяйства, включая данные о домашнем скоте. При исследованиях, этот источник информации очень интересен!

Похозяйственные книги — это сельский документ учёта жителей села по дворам. В записях похозяйственных книг содержатся ФИО всех членов семьи, даты их рождения, степени родства в семье, грамотность и данные об обучении, специальность, место работы, отметки об отсутствующих (в том числе в связи с войной), состав личного хозяйства (земля, посевы, растительность, скот).

Текст составлен на основе материалов, взятых из открытых интернет – источников.