Корпоратократия (англ. corporatocracy «власть корпораций» от лат. corporatio «объединение, сообщество» + греч. κράτος «власть»), также корпократия — форма правления государством или политическая система, при которой власть принадлежит могущественным и богатым корпорациям и осуществляется ими непосредственно либо выборными и назначенными представителями, действующими от их имени.
Крупные корпорации, влияющие на правительства целых стран:
-Всемирная торговая организация
-Международный валютный фонд
-Всемирный банк.
Примеры
Выдача кабальных кредитов МВФ (часто под политическим давлением и с подкупом местных чиновников) на восстановление экономики стран третьего мира, с условием, что экономику будут восстанавливать (получать прибыль) западные строительные корпорации, а нефтяным и другим ресурсодобывающим концернам предоставляется доступ к добыче полезных ископаемых на очень выгодных условиях. Пример — ряд развивающихся стран Африки и Латинской Америки, Индонезии и практически всех бывших советских республик.
В войнах прямо заинтересованы ряд военных корпораций, получающих сверхдоход из денег налогоплательщиков, в мирное время трудно обосновать такие гигантские бюджеты. После окончания войны прибыли получают девелоперские структуры, восстанавливающие инфраструктуру, а нефтяной бизнес получает выгодные контракты с новым правительством на добычу нефти. Пример — Иракская война.
Постоянное увеличение законодательством сроков действия патентов (в том числе патенты на алгоритмы программ) и авторских прав (акт Микки-Мауса), а также достаточно серьёзная ответственность за их нарушения, дают корпорациям возможность получать сверхприбыли.
Джон Перкинс в своей книге «Исповедь экономического убийцы» определяет корпоратократию так: «…это люди, мужчины и женщины, которым принадлежат крупнейшие корпорации. Они контролируют правительство США через финансовые институты и большую часть правительств мира. Они контролируют напрямую СМИ, владея ими. Этими людьми движет единственная идея — извлечение максимальной прибыли». (ссылка)
Корпоратократия — как хозяева денег правят миром
Как-то, пару лет назад мне попалась на глаза видео презентация одного из швейцарских ученых, проанализировавших связи между 43 тысячами транснациональных корпораций. Учёные выявили сравнительно небольшую группу организаций, которые оказывают реальное влияние на мировую экономику (на всякий случай, это было в 2007 году). Для анализа связей между корпорациями исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха применяли математическую модель анализа данных, пишет New Scientist.
В результате системного анализа ученые выявили так называемую сеть глобального корпоративного контроля, состоящую из 1318 корпораций с взаимными владельцами: каждая из этих компаний тесно связана еще, как минимум, с двумя другими компаниями, а среднее число связей между ними равно двадцати. В общей сложности их прибыль составляет 20% от общемировой операционной выручки, однако с помощью акций и через свои дочерние компании они контролируют большую часть ведущих предприятий реальной экономики в мире, обеспечивающих около 60% от общемировой выручки.
Дальнейшее исследование выявило ядро этой сети — еще более тесно связанную между собой группу «суперорганизаций», в которую вошли 147 компаний, причем большую часть из них составляют финансовые институты, такие как Barclays, JP Morgan Chase, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Bank of America, UBS, Deutsche Bank, Société Générale, Credit Suisse и другие. Их активы тесно пересекаются друг с другом, что позволяет им контролировать 40% глобального корпоративного богатства. Таким образом, ядро из менее 1% компаний фактически представляет собой глобальную экономическую суперструктуру, которая контролирует почти половину мировой экономики. Исследователи указывают на признаки того, что выявленная ими суперструктура, несмотря на свои небольшие размеры, сложность и запутанность взаимосвязей внутри ядра, коллективно осуществляет большую часть тотального контроля корпоративной сети. В качестве примера в работе рассматривается небольшая часть известных финансовых игроков и их связей, которые дают представление об уровне запутанности всего ядра. Авторы работы поясняют, что пока изучены лишь небольшие локальные образцы системы, а для оценки управления в глобальном масштабе соответствующую методологию еще предстоит создать.
Исследователи предложили визуальную иллюстрацию сети глобального корпоративного контроля. Сеть из 1318 компаний представлена двумя группами: 147 суперинтегрированных компаний (обозначены точками красного цвета) и остальные 1171 высокоинтегрированных компаний (обозначены точками желтого цвета). Размер точки представляет относительный размер доходов компании.
Воздействие этого явления на экономическую систему, как считают ученые, ставит новые важные вопросы для исследователей и политиков. Сама по себе концентрация власти не является ни плохим, ни хорошим фактором. Анализ показывает, что появление такой глобальной суперструктуры — это не результат некоего заговора для управления миром, оно лишь отражает логическую фазу самоорганизации современной корпоративной экономики. Если связность членов экономической системы способствует производству богатства, денежные потоки неизбежно перемещаются в сторону наиболее тесно связанных членов системы. Поэтому транснациональные корпорации владеют связанными активами по коммерческим, а не по политическим причинам.
Ученые считают, что исследование способно объяснить подверженность мировой экономики финансовым кризисам. Концентрация экономической мощи в руках небольшого числа тесно связанных организаций опасна тем, что подобного рода сети нестабильны. Проблемы в одной организации быстро переходят на другие связанные с ней, что способно вызвать «эффект домино». Комментирует Джеймс Глаттфельдер: «Мир узнал в 2008 году, что такие сети неустойчивы. Если одна из этих компаний, такая как Lehman Brothers, окажется в бедственном положении, то неизбежно пострадают и другие».
Ниже представлен ТОП-50 из 147 «суперорганизаций», составляющих сеть глобального корпоративного контроля, который авторы исследования приводят в своей статье:
- Barclays plc
- Capital Group Companies Inc
- FMR Corporation
- AXA
- State Street Corporation
- JP Morgan Chase & Co
- Legal & General Group plc
- Vanguard Group Inc
- UBS AG
- Merrill Lynch & Co Inc
- Wellington Management Co LLP
- Deutsche Bank AG
- Franklin Resources Inc
- Credit Suisse Group
- Walton Enterprises LLC
- Bank of New York Mellon Corp
- Natixis
- Goldman Sachs Group Inc
- T Rowe Price Group Inc
- Legg Mason Inc
- Morgan Stanley
- Mitsubishi UFJ Financial Group Inc
- Northern Trust Corporation
- Société Générale
- Bank of America Corporation
- Lloyds TSB Group plc
- Invesco plc
- Allianz SE 29. TIAA
- Old Mutual Public Limited Company
- Aviva plc
- Schroders plc
- Dodge & Cox
- Lehman Brothers Holdings Inc*
- Sun Life Financial Inc
- Standard Life plc
- CNCE
- Nomura Holdings Inc
- The Depository Trust Company
- Massachusetts Mutual Life Insurance
- ING Groep NV
- Brandes Investment Partners LP
- Unicredito Italiano SPA
- Deposit Insurance Corporation of Japan
- Vereniging Aegon
- BNP Paribas
- Affiliated Managers Group Inc
- Resona Holdings Inc
- Capital Group International Inc
- China Petrochemical Group Company
В основном в этом списке представлены банки и финансовые группы, оно и понятно, т.к. банки владеют активами в 10 раз большими по размеру, чем собственный капитал (в зависимости от показателя нормы достаточности капитала в каждой стране), что не могут себе позволить обычные компании.
Так, например, крупнейшая компания по капитализации Apple 724,733 млрд. дол. США на март 2015 года не идет в сравнение с крупнейшим банком мира ICBC с активами в 3,322 триллиона долларов США.
Сейчас рейтинг крупнейших банков и финансовых групп мира немного изменился, но такие лица как Barclays, JP Morgan Chase, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of America, UBS, Deutsche Bank, Société Générale, Credit Suisse были, так и остались. (ссылка)