Жилой квартал «Дворянское гнездо»
.
Это один из редких кварталов Екатеринбурга, обладающих собственным именем — и каким! «Гнездо» — настоящее сердце Уралмаша, оно бьется уже почти век. ЕТВ вспомнил, как зарождался легендарный двор, и заглянул в его настоящее и будущее.
Дворянское гнездо — топоним, придуманный жителями Уралмаша. Он объединяет один квартал застройки соцгорода. Здесь жили руководители завода, иностранные специалисты, ответственные инженеры — отсюда и его аристократическое название. В тридцатые годы, конечно, не могло существовать проекта элитного квартала внутри соцгорода. Появление Дворянского гнезда — это, скорее, стечение обстоятельств, исключение из правил. Каждое здание в нем — попытка ответа на вызов момента,а не запланированная постройка внутри большого комплекса.
Когда-то на месте Дворянского гнезда был лес, потом появились землянки строителей Уралмашзавода, в которых жили грабари (от слова «грабарка» — телега для перевозки леса) и козоносы (от слова«коза» — конструкция для переноски кирпичей). Под невысокими вершинами этого жилища простирались обширные подземные помещения,в которых могли обитать до 30 человек. Неподалеку стояли бараки рабочих-строителей.
Логично, что после запуска завода в 1933 году встал вопрос о достойном жилье для его руководства. Проектный отдел во главе с архитектором Оранским начал разрабатывать проект домов улучшенной планировки,которые должны были не только стать комфортным приютом для уралмашевского «цвета», но и показать всем советским людям,как будет выглядеть построенный коммунизм.
Дом техучёбы, 1932 г.
На фотографии за кубом-памятником Банникову и Фидлеру, на месте которого сейчас стоит памятник Орджоникидзе, мы видим дом Техучебы. Это здание служит конструктивистским фасадом всего квартала с площади Первой пятилетки. Если смотреть от главной проходной завода, то можно увидеть только его аскетичный фасад, но не суть Дворянского гнезда.
Это здание строилось первым в квартале. Оно должно было стать и первым жилым домом будущего Дворянского гнезда, но по окончанию строительства стало использоваться для нужд заводоуправления. Большую часть времени в нем находилось учебное заведение.
Улица Красных партизан, 1934-36 годы
Следующие построенные в этом квартале дома стоят на улице Красных партизан. Одно из зданий комплекса замыкало угол Дворянского гнезда, а другое находилось зеркально через дорогу.
Эти дома еще хранят черты конструктивизма — у них выразительная объемная композиция,все здание как будто составлено из кубиков. Но этот конструктивизм уже обогащен — лепнина вокруг окон и карнизов, балясины на балконе как бы говорят нам,что эпоха конструктивизма прошла и наступил советский ампир.
Дом по бульвару Культуры, 1933-1936 годы
Со стороны бульвара Культуры квартал закрыт тремя домами, которые имеют еще больше черт советского классицизма.
Все перекрестки были закрыты вот такими угловыми домами — как крепостными башнями. Попасть во двор можно было только по улице.
На первом этаже углового здания сразу предполагалось помещение для обслуживания граждан — здесь более высокие потолки и большие окна-витрины. Магазин на этом углу работает и сейчас.
Стоквартирный дом, 1942-1945 годы
Так называемый Стоквартирный дом замыкает Дворянское гнездо по улицам Орджоникидзе и Банникова. До 1941 года у здания возвели нулевой уровень и первый этаж, где предполагалось размещать объекты обслуживания населения (для этого здесь сразу сделали высокие потолки и большие витрины). Но в 1941 году там размещались пошивочные мастерские. Дом кое-как достраивали во время и после войны. Официальный год сдачи — 1945.
Сейчас стоквартирный дом является самым большим зданием Дворянского гнезда. Его арки в два этажа — характерный элемент дворового пространства квартала.
Двор Дворянского гнезда — это скорее не приватная территория для жителей,а большой парк. По воспоминаниям старожилов, двор никогда не закрывался: по дорожкам и вокруг фонтана здесь могли прогуляться все желающие уралмашевцы, приобщаясь к новой культуре быта и мечтая о светлом будущем, когда подобные кварталы построят для всех.
Настоящее
Дворянское гнездо и сейчас выделяется на фоне прочей уралмашевской застройки своим (хоть и слегка обшарпанным) благородством. Фонтан в стиле сталинского барокко, расположенный по центру, уже не первое десятилетие служит клумбой, около которой теперь собираются компании. Когда-то обильные лавочки из двора убрали сами жители — в 90-е, когда Гнездо стало излюбленным местом встреч сомнительных граждан.
Наблюдать пьяных маргиналов у себя под окнами местным жителям тем мучительней, что сами они, как правило — люди высокой культуры. Когда-то в этих домах жили инженеры, конструкторы, директора, и до сих пор в Дворянском гнезде обитают потомки тех уважаемых, образованных заводчан.
Квартиры Дворянского гнезда имеют ряд интересных особенностей. Например, потолки здесь высотой около 3 метров и украшены лепниной. На полу изначально был паркет, и некоторые жильцы смогли его сохранить. В ванную комнату ведет сразу две двери, а еще — большое окно, которое выходит иногда на улицу, иногда в комнату для прислуги (это еще одна характерная деталь «дворянских» квартир).
В каждой комнате есть две, а то и три двери, так что по квартире можно ходить кругами, минуя коридор. А еще здесь целых три балкона, причем один делят сразу две семьи. Кто-то отгородился от соседей стеной, а кто-то пьет с ними чай по вечерам. Кроме балконов, угловые дома украшены террасами — большая редкость для Екатеринбурга с его нежарким климатом.
Дома Дворянского гнезда одними из первых в городе получили ванны и центральное отопление. Впрочем, готовили здесь на печах, следы которых до сих пор сохраняются в некоторых квартирах. Подвалы были разделены на дровяники — по одному на семью.
Сейчас многие дома Дворянского гнезда обветшали, архитектурный облик нарушают пластиковые окна и хаотично застекленные балконы. Впрочем,двор может надеяться на светлое будущее: отдельные здания уже дождались капремонта. А в скором времени группа энтузиастов планирует вдохнуть в Гнездо новую жизнь.